"Мотор!" священной войны

от 16 Декабря 2016 | Ирина ГАЛУШКО | Санкт-Петербург
"Мотор!" священной войны
©ЭК/Ирина ГАЛУШКО

Сегодня ровно месяц, как состоялась премьера одного из самых ожидаемых фильмов нынешнего года – «28 панфиловцев». Едва выйдя на большой экран, история о подвиге бойцов легендарной 316-й стрелковой дивизии генерала Панфилова, преградивших путь немецким танкам на Москву, стала одним из лидеров проката как в России, так и в Казахстане. Свой вклад в рождение фильма-памятника внес и «ЭК», на протяжении двух с половиной лет оказывавший уникальному кинопроекту информационную поддержку.

Все это время наша газета делилась новостями о значимых событиях на проекте. Мы рассказывали о неравнодушии тысяч людей, финансово поддержавших рождение фильма и в итоге выведших проект в рекордсмены краудфандингового сбора, о трудностях, с которыми сталкивались создатели картины, и об их победах, которых за годы работы над картиной было немало.

В январе 20015-го мне посчастливилось побывать на съемочной площадке «28 панфиловцев» и стать свидетелем того, как рождался фильм-памятник. Основная часть исторической битвы, 75-летие которой широко отмечалось около месяца назад, воссоздавалась в 60 километрах от Санкт-Петербурга у села Подгорного. Именно там после довольно долгих поисков и была найдена локация, наиболее подходящая для воссоздания боя. С декабря 2014 по март 2015 года здесь выстраивался основной съемочный блок киноленты. 

фото4.JPG

Так уж вышло, что, особо не подгадывая, я прилетела в Санкт-Петербург в те дни, когда создатели картины снимали самый разгар битвы – тот момент, когда после тяжелого боя на защите рубежа остались только 28 бойцов. На съемки я попала 18 января 2015 года. Был субботний день. Но на съемочной площадке работа кипела с раннего утра. Декораторы, операторы, костюмеры, реквизиторы, гримеры – все они берутся за работу затемно, чтобы к девяти часам все было готово к съемкам. 

фото1.JPG

Тот, кто уже посмотрел фильм, знает, что вырытые в два ряда траншеи-окопы – одна из основных локаций в фильме о героях-панфиловцах. К моменту начала съемок, стартовавших в декабре 2014-го, часть укреплений, как и положено, была обшита бревнами. Но по мере продвижения съемочного процесса внешний вид огневых позиций менялся. Я попала к моменту, когда после первой серьезной атаки противника большая часть укреплений серьезно пострадала от немецких снарядов. На это указывали вывороченные бревна и покрытая толстым слоем сажи и пепла земля. 

7200.JPG

18 января здесь продолжали фиксировать на камеры разгар боя. За короткий световой день создатели картины должны были успеть снять несколько сцен. Первой снималась сцена, в которой были заняты Азамат Нигманов, сыгравший Мусабека Сенгирбаева, Аскар Тлеугалибов, которому досталась роль Дуйшенкула Шопокова, и молодой актер Антон Падерин, сыгравший их однополчанина Петра Емцова. Помните момент в фильме, где Мусабек и Дуйшенкул стреляют по немецким танкам из противотанкового ружья Дегтярева и практически сразу падают замертво, скошенные пулями врага? Рядом с ними с автоматом в руках воюет их однополчанин Петр Емцов. Увидев гибель товарищей, Емцов берет в руки их оружие и стреляет по танкам. В момент боя вокруг окопа было заложено 40 «посадок», имитирующих пулевые попадания. Съемки сцены, которая в фильме занимает меньше минуты, длились несколько часов.

Непосредственно съемкам предшествуют многократные репетиции. Их проводят для того, чтобы добиться более высокого конечного результата. 

7203.JPG

Не сидят без дела и декораторы. Чтобы окопы были такими, какими мы их увидели в кино, было сожжено несметное количество автомобильных покрышек, золой от которых густо посыпали окопы и земля перед ними. Погода то и дело вносила в планы съемочной группы свои коррективы, накрывая боевые позиции снежным покрывалом, а потому декораторам было не до скуки.

После пары дублей сцена с гибелью Мусабека Сенгирбаева и Дуйшенкула Шопокова снята, и все внимание съемочной площадки теперь на Антоне Падерине, герой которого берется отомстить фашистам за смерть товарищей. В перерывах между сценами гримеры и костюмеры поправляют актерам грим и костюмы, пиротехники готовят дымовые шашки, а реквизиторы – оружие.  

DSC07188.JPG

Кстати, тогда я впервые узнала, что в кино используют не настоящие патроны, а то, что позволяет показать на экране красивый выстрел, не подвергая опасности съемочную группу и актеров. По этой причине используемое в фильме противотанковое ружье Дегтярева реквизиторам приходилось чистить практически после каждого выстрела.

DSC07219.JPG

Сцена с Падериным-Емцовым снимается уже во второй половине дня. В конечном итоге со всеми поставленными режиссерами задачами актер успешно справляется. На момент съемок Антону 29 лет. Его герой Петр Емцов, героически погибший в ноябре 1941-го, всего на три года старше. 

DSC07233.JPG

До премьеры картины оставалось почти два года. Впереди еще была экспедиция в подмосковное Першино, где снималось начало фильма, комбинированные съемки на «Ленфильме», работа над музыкальной составляющей ленты и долгие месяцы постпродакшна, пока картина не стала такой, какой мы видим ее сегодня на экране. Тогда же, в заснеженных полях у села Подгорного, где несколько месяцев буквально жила съемочная группа, автор сценария, продюсер и режиссер фильма Андрей Шальопа поделился тем, что в работе над фильмом самым сложным для него является не сомневаться в успехе.

DSC07230.JPG

– Это самое трудное, потому что сомнения, несмотря на поддержку огромного количества людей, все равно пытаются закрасться в душу и посеять тревогу. Слишком велик груз ответственности перед людьми, которые в нас поверили, которые ждут этого фильма. Но с каждым днем, с каждым отснятым кадром растет и надежда на то, что все у нас получится.

Все получилось. Фильм-памятник снят, и его создатели не обманули надежд многих тысяч людей, которые в них поверили.


7268.JPG
DSC07265.JPG
DSC07282.JPG
7288.JPG
DSC07306.JPG
DSC07307-1.jpg
Ik76sk7bKg0.jpg
8.jpg
Фото ©ЭК/Ирины ГАЛУШКО

Версия для печати Просмотров: 2033