просмотров 1504

Эксперты: правительствам Казахстана и Узбекистана нужно стимулировать бизнес работать в конкурентной среде

Опубликовано: 30 Сентября 2020 Автор: Ярослав РАЗУМОВ | Алматы
Эксперты: правительствам Казахстана и Узбекистана нужно стимулировать бизнес работать в конкурентной среде
erece.org

Казахстанско-узбекские взаимоотношения в последние годы были исключительно позитивными. Казалось, от былой настороженности между братскими республиками не осталось и следа. Так что недавние предложения депутатской фракции ДПК «Ак жол» ограничить импорт товаров из Узбекистана прозвучали неожиданно.

Напомним, что депутаты упрекают Узбекистан в ограничении ввоза казахстанской переработанной продукции. «Активная и экономически понятная фискальная политика Узбекистана наносит ущерб национальным экономическим интересам нашей страны», – заявил депутат мажилиса Азат Перуашев.

2.jpg По моему мнению, парламентская фракция партии «Ак жол» ставит достаточно важные вопросы, но в популистском ключе, – считает известный эксперт по Центральной Азии Рустам Бурнашев. – О чем, по сути, идет речь? Во-первых, об исполняемости принятых договоренностей, во-вторых, о работе с протекционистскими мерами и, в-третьих, о практике международного сотрудничества. Ни для кого не является секретом, что исполняемость договоренностей на постсоветском пространстве остается крайне низкой, и это вопрос, который должен приниматься во внимание при подписании соглашений. Они должны подписываться не из соображений политической и идеологической конъюнктуры, а на основе реальных механизмов имплементации и контроля исполнения. Вторая и третья позиции – это зона популизма. Дело в том, что важно понять, для кого принимаются те или иные решения, по кому ударит «торговая война» между Казахстаном и Узбекистаном.

По мнению эксперта, в обращении парламентской фракции не представлены соответствующие расчеты, указывается только «забота о национальных интересах», а это, по его словам, «просто манипуляция». Как и при заявлении, что в Казахстане не установлено никаких акцизов или налогов на товары из Узбекистана: как член ЕАЭС, Казахстан осуществляет комплекс протекционистских мер в пользу производителей из стран союза, к которым Узбекистан не относится. Нужны, отмечает Рустам Бурнашев, не популистские предложения или попытки начать «торговую войну», которая ударит по населению обеих стран, а поиск компромиссов, учитывающих реалии.

Тем не менее проблемы в двусторонних экономических отношениях, если о них говорят в парламенте, реально существуют. Что же делать? Рустам Бурнашев считает, что хорошими вариантами были бы санация действующих договоренностей и связанных с ними нормативов, проверка их на реальное функционирование и формирование судебных или арбитражных структур. А также активизация работы уже имеющихся подобных институтов.

3.jpg

Экономический обозреватель Сергей Домнин, анализируя претензии казахстанских парламентариев, отмечает, что в основном они связаны с ситуацией в мукомольной отрасли: выставляя ограничения, Узбекистан стимулирует ввоз из Казахстана сырья, которое перерабатывает на своих мощностях, а затем поставляет эти продукты на казахстанский же рынок и на рынок, экспортный для казахстанских мукомолов, – в Афганистан.

Чистый рост экспорта казахстанской пшеницы в Узбекистан за пять лет, с 2015 по 2019 год, составил 80%, в 2019-м это было 373 млн долларов, – говорит он. – С мукой произошла обратная ситуация – более чем двукратный спад – с 195 до 85 млн долларов. Какая получается картина? С одной стороны, наши мукомолы проигрывают около 110 млн долларов на узбекском направлении, с другой – зерновики выигрывают здесь же 166 млн долларов. Динамика экспорта казахстанского зерна в Афганистан за те же пять лет – плюс 128%, муки – минус 4%. Так что на афганском направлении можно говорить лишь о небольших потерях казахстанских мукомолов, которые по-прежнему удерживают первое место в списке импортеров муки в Афганистан, хотя и преследуются узбекскими конкурентами.

Эту проблему в Казахстане за последние годы поднимали несколько раз. В 2017 году после консультаций властей обеих стран Ташкент снизил акциз на муку с 15% до 5%, но с этого года опять его повысил – до 10%. По-видимому, эти 5% позволяют местным мукомолам конкурировать по цене с казахстанскими импортерами и в итоге сильно влияют на рентабельность местных предприятий.

Бизнесу нужно учиться быть гибче и работать с рисками
читайте далее

Вторым чувствительным направлением в двусторонней торговле является автопром – отрасль, которую Ташкент взращивал и оберегал высокими таможенными пошлинами и акцизами. С 1 августа этого года Узбекистан отменил акциз на ввоз легковых автомобилей, автобусов и тракторов, что привело к снижению стоимости импортируемых автомобилей на 2 400 долларов и более. Во всяком случае на эти расчеты ссылаются в узбекской прессе. Также Казахстан и Узбекистан активно кооперируют в автопроме – модели «Узавтосаноат» производятся на «СарыаркаАвтоПроме». Поэтому производителям невыгодно, чтобы страны выставляли друг другу барьеры.

Казахстанские действия должны быть эффективными, то есть не бить по собственным производителям и потребителям, – считает Сергей Домнин. – В 2017 году казахстанской стороне удалось добиться позитивных подвижек не столько за счет симметричных ограничений, сколько за счет переговоров. Необходимы более долгосрочные и устойчивые форматы взаимодействия. В ситуации с ограничениями для казахстанских мукомолов это может быть расширение доступа казахстанской муки на узбекский рынок через инвестиции в строительство мукомольных производств в Узбекистане или создание СП с узбекской стороной. Также можно предложить узбекским мукомолам войти в капитал казахстанских предприятий, инвестировать в производство в Казахстане, где у производителей в этой отрасли есть сравнительные преимущества: доступ к сырью, более низкие издержки, программы поддержки со стороны государства.

Одновременно правительствам обеих стран необходимо стимулировать бизнес работать в более конкурентной среде. Предприниматели должны понимать, что их неэффективность не будет вечно субсидироваться за счет внутреннего потребителя. Когда страны начнут кооперировать, говорит эксперт, от создания барьеров будут проигрывать обе стороны, поэтому выстраивать ограничения будет невыгодно никому. История с автопромом это подтверждает.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале