просмотров 772

Европейский банк реконструкции и развития подвел итоги программы «Женщины в микробизнесе»

Опубликовано: 22 Июля 2019 Автор: Ярослав РАЗУМОВ | Алматы
Европейский банк реконструкции и развития подвел итоги программы «Женщины в микробизнесе»
pixabay.com

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) подвел итоги программы «Женщины в микробизнесе», реализованной при финансовой поддержке Министерства национальной экономики.

Несколько лет назад, анализируя бизнес-пространство Казахстана, эксперты ЕБРР пришли к выводу, что есть в нем ниша, серьезно обделенная поддержкой, – это микробизнес, осуществляемый женщинами. Причина в том, что поддержка этого сектора требует больших усилий, а выхлоп для инвесторов, доноров и правительства получается не такой большой, как хотелось бы. Хотя, по статистике, субъектов микробизнеса у нас больше, чем каких-либо иных. И потенциал у него очень высокий – конечно, если оказать точечную и долгосрочную помощь.

Совместно с Министерством национальной экономики мы решили запустить проект «Женщины в микробизнесе», – говорит Алма Касымова, национальный менеджер группы финансирования и развития малого и среднего бизнеса ЕБРР. – Мотив был такой: очень многие наши соотечественницы, занимающиеся микробизнесом, так и остаются на его уровне, хотя практика показывает, что если их поддерживать, то бизнес может расти до уровня малого, среднего и даже крупного. Каков будет социальный эффект от этого, очевидно.

Цель проекта заключалась в том, чтобы дать женщинам, занимающимся микробизнесом, доступ к современным эффективным инструментам, практикам, профессиональной экспертизе. Важным было, чтобы женщины не просто получили новые знания, но и применяли их в своем бизнесе.

Интерес к проекту бизнес-леди проявили немалый: всего за месяц пришло 1 243 заявки, из которых отобрали 373. При этом проект был ориентирован на регионы. Оказалось, что они очень разные по активности. Самыми активными были женщины Караганды, Актобе и Шымкента, в других областных центрах возникли сложности. Компенсировать это пришлось тем, что женщинам из Нур-Султана и Алматы разрешили участвовать в проекте, приехав в ближайшие областные центры. Многие столичные предпринимательницы этим воспользовались.

Кто стал участником проекта в разрезе по сферам деятельности? Два лидирующих направления – сектор услуг и торговля. На первое, представленное в основном, образованием и индустрией красоты, пришелся 61% участниц. На второе – 23%. В оставшиеся 16% вошли в основном легкая и пищевая промышленности.

Нас очень удивило, что среди участниц оказались и те, кто занимается видами бизнеса, традиционно считающимися мужскими. Например, производством химикатов, удобрений, – заметила бизнес-тренер и руководитель проекта Айжан Дуйсебаева.

Символично, что реализация проекта заняла девять месяцев. Его результаты впечатляют. В начале июля 166 участниц сообщили об увеличении объемов продаж от 10% до 100%. Еще 148 увеличили средний чек. Почти 240 смогли расширить клиентскую базу, 258 начали использовать различные инструменты автоматизации, 68 изменили систему мотивации персонала. Одна участница продала первую франшизу. Особо эксперты отметили, что 218 женщин внедрили в своем бизнесе инструменты планирования и финансовый учет – из них многие в начале тренинга говорили, что совсем не дружат с цифрами.

Все это пока промежуточные результаты, об эффекте проекта можно будет говорить не ранее чем через полгода, считают его администраторы.

Главное, что удалось добиться изменения мышления, – считает Айжан Дуйсебаева. – Ведь результат не только в росте каких-то количественных показателей, но и в том, что у женщин появилось более масштабное видение своего бизнеса и направлений его развития. Это очень важно – в микробизнесе зачастую трудно увидеть возможные перспективы. А если в группах обсуждается бизнес со своими коллегами, то происходит изменение фокуса внимания.

Представители ЕБРР считают, что программа на этом не должна заканчиваться. Но какой будет ее будущее – вопрос к Министерству национальной экономики. В любом случае «Женщины в микробизнесе» – пример того, как средства, направленные на поддержку бизнеса, действительно достигли цели.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале