Казахстанский рынок крепкого алкоголя наводнил импортный товар. Отечественные же производители «горькой» вынуждены выживать.
Совсем недавно появилась информация о том, что производство алкоголя в Казахстане неплохо подросло, да и казахстанцы стали употреблять больше спиртного. Дескать, во всем виноват карантин. Мы решили узнать, как живется «водочным королям».
Это вам не рост
По словам президента Ассоциации добросовестных производителей, импортеров и продавцов алкогольной и табачной продукции Казахстана «КазАлкоТабак» Амиржана Калиева, сравнивать 2020-й с предыдущим годом в корне неверно.

По мнению Амиржана Кашкарбаевича, каждая вторая бутылка водки отечественного производства – контрафактная. С учетом импортного крепкого алкоголя – каждая третья.
Что касается потребления водки, то в ассоциации считают, что тенденция снижения есть – в пределах 10% за последние семь-восемь лет.
По сведениям Ассоциации производителей и импортеров алкогольной и никотиносодержащей продукции «QazSpirits», потребление снизилось процентов на пять.
По капельке
Сколько самогона производится в Казахстане, не скажет никто. По неофициальным данным, пять лет назад доля подпольного алкоголя составляла четверть от легального. А с повышением акциза выросла еще больше.

После всех пересчетов себестоимость пол-литровой бутылки «40-градусной» выходит около 180 тенге. В зимнее время еще дешевле.
О росте самогоноварения, а также увеличении контрафакта легальные производители знают, только поделать ничего не могут. Они уповают на внедрение обязательной маркировки алкогольной продукции. Пилотный проект запустили 1 июня 2019 года. Сейчас апробирована вся цепочка: от нанесения QR-кода до вывода товара из оборота. Старт обязательной маркировки планируется с 1 апреля 2021 года (по некоторым данным – с 1 октября).
Ужесточение требований к выпуску алкоголя, а также недобросовестная конкуренция со стороны соседних стран вынуждает заводы закрываться. Так, более чем из 30 алкопроизводителей в 2013 году осталось меньше половины.
С привкусом красителей
Заметили на полках магазинов дешевый коньяк? Не спешите его приобретать. Этот алкогольный напиток стал еще одной головной болью легальных производителей. В ассоциации заявляют, что дешевый коньяк главным образом производится из этилового спирта с добавлением ароматизаторов и красителей. А ведь благородный коньяк делается из коньячного спирта путем его производства из винограда согласно технологии, которая более трудоемка, чем производство этилового спирта. Именно поэтому настоящий коньяк не может стоить дешево!

Есть еще один казус, которого нет в соседних странах. Дело в том, что размер акциза на коньяк в Казахстане в 10 раз меньше, чем на водку. 50 тенге за пол-литра коньяка против 510 тенге за такой же объем водки. Что в результате? Производство «ненастоящего» коньяка в Казахстане за последние несколько лет выросло в два-два с половиной раза.
Пример единого акциза в мире уже имеется. Двенадцать лет назад в Гонконге ввели адвалорный налог (платежи на основе фиксированной процентной ставки от стоимости товара) на алкоголь выше определенной крепости. Результаты мониторинга рынка Гонконга поразительны.
Наглые соседи
В силу географического расположения Россия для Казахстана является основным экономическим партнером. Потенциал реализации алкоголя огромен. Таможенный союз должен был убрать барьеры, однако что-то пошло не так. В декабре 2010 года в России ввели так называемый обеспечительный платеж для импорта алкоголя, в том числе из Казахстана. В феврале 2011 года практически этот же маневр повторила и Беларусь, введя систему специмпортеров.

Поняв сложность ситуации, Казахстан инициировал соглашение об обеспечении свободного оборота алкопродукции на территории Экономического союза. Однако в 2013 году как Россия, так и Беларусь потребовали поднять акцизные ставки в целях гармонизации. Поясним, еще 10 лет назад южные и часть центральных регионов РФ были заполнены казахстанской водкой. Качественный и дешевый (не потому что контрафакт, а потому что акцизы в РК были в разы меньше) алкоголь пришелся по вкусу российскому потребителю. Российский бюджет терял миллиарды, что, естественно, соседям не нравилось. В итоге казахстанская ставка акциза с 200 тенге за литр водки (в 2013 году) выросла до 1 020 тенге (в 2019 году).
А что же соседи? Нас попросту надули, считают отечественные производители. В Беларуси до сих пор действует институт специмпортеров, из-за которого Казахстан не экспортировал ни одну бутылку водки с 2016 года. Со стороны России остается негласный запрет со стороны Федеральной службы пo регулированию алкогольного рынка.
В ассоциации «КазАлкоТабак» считают, раз соседи не выполняют свои договорные обязательства, то следует поэтапно снизить акциз на водку. На первом этапе до уровня 2017 года – 800 тенге за литр. Такой подход обеспечит увеличение выпуска крепкого алкоголя до 30 млн литров в год.
Без пол-литра не обойтись
По информации мониторингового агентства Energyprom.kz, выпуск водки в РК налажен в шести регионах из 17. Значительный объем производства приходится на Акмолинскую область: 7,5 млн литров. Следом идут Северо-Казахстанская (5,6 млн литров) и Алматинская (3,7 млн литров) области, а также Шымкент (845 тысяч литров). Еще 4,6 млн литров приходится на Алматы и Актюбинскую область.
Что касается стоимости, то розничная цена на водку в казахстанских городах в январе 2021 года составила 3 202 тенге за литр – на 8,9% больше по сравнению с январем 2020 года.
Самая дорогая водка среди крупных городов РК в столице – 3 962 тенге за литр. Следом идут Атырау (3 931 тенге за литр) и Актау (3 578 тенге за литр).
В тисках ситуации
Для актюбинского завода «Геом», чья продукция некогда гремела не только на весь Казахстан, но и далеко за его пределами, настали трудные времена. Впрочем, предприятие пока еще держится на плаву. После почти годового простоя (за это время поменялся акционер и решились проблемы с уплатой налогов), в мае 2020 года с конвейера снова сошла узнаваемая продукция.

– Скажем честно, завод потерял клиентов и свои позиции на отечественном рынке, – признает генеральный директор ТОО «Геом» Ахат Исабаев. – Кроме того, мы столкнулись с рядом крупных проблем. К примеру, сейчас наш рынок наполовину заполнен импортной продукцией, в частности из России, Украины, Беларуси. Тяжело отвоевывать рынок, но будем брать качеством. По этому показателю мы можем поспорить с любыми мировыми брендами.
По данным представителей предприятия, выпивают в Казахстане около пяти миллионов человек. Причем любителей «беленькой» с каждым годом становится все меньше – молодежь предпочитает пиво или энергетики.
– Получается, что местный рынок сужается, а выйти на соседние страны не получается, – сетует руководитель компании. – На рынки РФ и Беларуси у нас доступа практически нет, слишком много препятствий. А вот оттуда везут сколько угодно. Только с 2013 по 2020 год экспорт водки в Казахстане уменьшился в 33 раза, тогда как импорт вырос в три раза. На самом деле наша отрасль сейчас находится в стагнации. И это очень печально.
Год назад по заводу поползли слухи о полном закрытии предприятия. Отрицать сей факт Исабаев не стал: вопрос такой стоял, однако учредители посчитали, что лучше сохранить завод, работающий с 1995 года, чем пустить по миру сотни людей. Правда, сократить штат все же пришлось – почти в два раза. Сейчас в «Геоме» трудятся 127 человек, хотя в лучшие годы на предприятии работало более 500.
Немного выручил предприятие спрос на элитный алкоголь – компания впервые стала производить ром, джин, виски, бурбон. Объем пока небольшой. А вот выпуском коньяка здесь не заинтересовались в силу специфики производства.
Кристальный оптимизм
Еще один крупный производитель крепкого алкоголя – актюбинское ТОО «Максимус» – тоже столкнулся с рядом проблем, однако в марте 2020 года предприятие вышло на оптимальный уровень производства. При этом здесь умудрились расширить ассортимент продукции.

В компании говорят, что с удовольствием бы освоили рынок ЕАЭС, но пока не получается.
Что касается представительства отечественного алкоголя на рынках дальнего зарубежья, то наметился определенный прогресс. Водка от «Максимуса» реализуется в Германии и четырех штатах США.
Завоеватели зарубежья
По данным центра развития торговой политики QazTrade, потенциал экспорта отечественной алкопродукции находится за рамками ЕАЭС. Производителям предлагается рассмотреть Китай, Японию, Нидерланды, Латвию, Швейцарию, Сингапур и Южную Корею.

В ассоциации «КазАлкоТабак» гордятся качеством отечественной алкогольной продукции. Наш 40-градусный напиток состоит из спирта на зерне. А вот ингредиенты у украинских и белорусских производителей – из сахарной свеклы, которая влияет на вкусовые качества.