просмотров 1329

Как запустить свой стартап в Казахстане?

Опубликовано: 30 Октября 2019 Автор: Ярослав РАЗУМОВ | Алматы
Как запустить свой стартап в Казахстане?
aeroleads.com

Во время недавнего визита в США президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев встретился с рядом крупных американских бизнесменов. В их числе был и Саид Амиди, главный исполнительный директор компании Plug and Play. Руководитель крупнейшей мировой платформы для инвесторов, акселераторов и корпоративных инноваций, расположенной в Кремниевой долине, заявил о заинтересованности в сотрудничестве с Казахстаном. И вот представители компании прибыли в Алматы, где провели встречу с руководством Автономного кластерного фонда (АКФ) Tech Garden и рассказали о своих планах. Подробностями с «ЭК» поделился директор по развитию инновационного кластера Артем Шведов.

– Артем, чем вызван интерес к фонду со стороны мирового гиганта в мире технологических инноваций?

– Представители Plug and Play хотят провести ряд встреч с руководством крупных казахстанских корпораций на предмет возможного сотрудничества. Во-первых, они будут искать наши компании, которым нужны новые технологии, во-вторых – международные и локальные стартапы по этим направлениям. Это называется корпоративной акселерацией, чем занимается и АКФ. Поэтому логично, что американская корпорация вышла на контакт с нами, ведь фонд работает под эгидой правительства Казахстана, председателем управляющего комитета АКФ является премьер-министр. У нас есть серьезный опыт работы с казахстанским корпоративным сектором.

2.jpg

– Два года назад был дан старт программе международной акселерации Startup Kazakhstan, которая изначально была нацелена на создание критической массы высокотехнологичных компаний в сфере малого и среднего бизнеса. Каковы ее результаты?

– Две волны акселерационной программы Startup Kazakhstan прошли в прошлом году, третья – в этом. Начинается все со сбора заявок через СМИ, социальные ресурсы, партнерские связи. Мы рассказываем о наших возможностях. У нас налажено партнерство с российскими акселераторами, инновационным центром «Сколково», Новосибирским технопарком. Ежегодно мы участвуем в крупнейшем на постсоветском пространстве форуме Startup Village в «Сколково». На него съезжаются от 15 до 18 тысяч стартаперов, инвесторов и представителей фондов из многих стран. Фактически мы проводим большую пиар-компанию для целевой аудитории. Потом на нашу онлайн-платформу поступают заявки, презентации, и команда экспертов отбирает проекты по приоритетным для Казахстана направлениям. Проекты могут быть локальными и зарубежными, но обязательно должны реализовываться в Казахстане. За два года поступило около трех тысяч заявок, после тщательного экспертного отбора 96 стартапов прошли трехмесячную программу акселерации международного уровня. За 2018 год благодаря стартапам первых двух волн было создано 250 рабочих мест. Некоторые проекты показали рост 200–300%.

В ВКО рассказали, как будут поддерживать NEET-молодежь
читайте далее

– Заявки подают не только казахстанские стартаперы, но и иностранцы?

– 45% заявок поступает от казахстанцев, 55% – из других стран. Есть интересные примеры: стартап из Норвегии, касающийся технологии мойки самолетов. Сейчас это делается вручную, а проект позволяет автоматизировать процесс. Для северных регионов он особо интересен, так как позволяет быстро избавиться от оледенения поверхности самолета и вдобавок сэкономить топливо.

– Ваша принципиальная задача – реализовывать проекты в Казахстане? Это понятно, коль скоро АКФ, по сути, является институтом развития, работающим на государственные деньги. Но не сужает ли это возможности стартаперов?

– Нет. Приносить в страну передовые технологии – это одна из первостепенных задач фонда, но, конечно, нам интересно и международное развитие, особенно в случаях, когда наши стартапы растут в Казахстане и масштабируются на другие рынки. Уже есть проекты, которые вышли на российский и сингапурский рынки. Со всеми нашими портфельными стартапами мы строим отношения как с бизнес-партнерами. Наш венчурный фонд Tech Garden Ventures инвестирует в стартапы на «предпосевной» стадии, и каждый стартапер подписывает инвестиционный договор и договор опциона на возможность получения доли в стартапе при следующем раунде инвестиций. Поэтому обе стороны напрямую заинтересованы в росте проекта и привлечении новых инвестиций.

3.jpg

– А что такое «предпосевные» инвестиции?

– Здесь надо рассказать, как вообще реализуется программа акселерации стартапов. Вот мы собрали заявки от потенциальных участников. При этом стараемся принимать проекты, существующие не в виде идей, а на стадии рабочего прототипа. Эксперты оценивают и тестируют их, и отобранные заявки переходят на стадию акселерации. Что это значит? В течение трех месяцев стартаперы получают знания по выходу на рынок и обеспечению роста – от начального уровня до формирования бизнес-стратегии. За каждым участником закрепляется персональный коучер, который проводит диагностику стартапа и ставит кратко- и долгосрочные задачи. Почему этот процесс называется акселерацией? Если бы стартаперы проходили весь путь самостоятельно, у них на это ушло бы года два, а так они получают знания и навыки всего за три месяца. Получается такая быстрая прокачка. Очень большое внимание уделяется именно изучению законов рынка, потому что это основная проблема стартаперов. Они генерируют и развивают идеи, но проекты, не востребованные рынком, как правило, погибают. И таких примеров много во всем мире. Бывает, что в ходе акселерации стартаперы понимают, что их идея не соответствует сегодняшнему состоянию рынка, и что-то изменяют в проекте. В ходе программы мы проводим мероприятия, на которых стартаперы презентуют свои проекты представителям бизнеса, чтобы наладить контакты с потенциальными партнерами и создать возможности для заключения контрактов. По итогам акселерационной программы мы проводим так называемый Demo Day, в котором участвуют потенциальные инвесторы.

Кроме акселерации стартаперы получают инвестиции на развитие проекта в размере 20 тысяч долларов. Вот это и есть «предпосевные» вложения на самой ранней и рискованной стадии. Этого достаточно, чтобы толкнуть проект, потом необходимы более крупные инвестиции. Деньги направляются только на то, чтобы развивать проект в Казахстане, даже если стартапер приехал из другой страны. Это первоначальные инвестиции, которые создают для стартапа венчурную историю. И в процессе акселерации, и после нее Tech Garden проводит встречи с венчурными инвесторами и представителями корпоративного сектора, чтобы привлекать для реализации дозревших стартапов более серьезные инвестиции. Совокупно в стартапы было инвестировано около миллиарда тенге. Но опыт показывает, что наиболее эффективный путь – это корпоративная акселерация.

– Это ориентация на работу с крупным бизнесом?

– Да. Мы набираем стартапы и посредством акселерации готовим их для решения конкретных задач казахстанских корпораций. Конечная цель – это пилотные проекты, контракты или покупка этих проектов корпорациями. Но с представителями корпораций необходимо проделать большую образовательную работу по внедрению международного опыта открытых инноваций.

Как начать собственный бизнес и не прогореть?
читайте далее

– В этом направлении у АКФ уже есть конкретные проекты?

– Мы начали его развивать недавно, но динамика есть. На стадии пилотного внедрения сейчас находится один из стартапов, который получил заказ на пилотное обслуживание двух пятикилометровых участков линий электропередачи напряжением 110 киловольт на юге Казахстана и в Мангистауской области. Команда предложила энергетическим компаниям проект дистанционного мониторинга и ремонта электросетей при помощи беспилотного летательного аппарата. Это исполнение одного из пунктов государственной программы «Цифровой Казахстан» по использованию беспилотных летательных аппаратов для мониторинга и ремонта сетей.

– Вопрос, который звучит при любом обсуждении технологического развития. Как быть с дефицитом кадров?

– Все зависит от рынка. Почему возникает вопрос о слабой подготовке специалистов в вузах и дефиците айтишников? Потому что не было понимания у молодых ребят и руководства вузов, куда идти, чему учиться и учить. Но сейчас ситуация меняется, создается технологический рынок, у молодежи есть четкие ориентиры, где можно работать, сколько зарабатывать и какие перспективы. Вузы серьезно изучают новые технологичные направления. И перемены произойдут неизбежно. Если на рынке есть спрос, то предложение появится.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале