просмотров 616

Казахстанский бизнес отстает в цифровизации транспортно-логистической сферы

Опубликовано: 18 Марта 2019 Автор: Ярослав РАЗУМОВ | Алматы
Казахстанский бизнес отстает в цифровизации транспортно-логистической сферы
pixabay.com

Казахстан среди постсоветских стран занимает передовые позиции по внедрению цифровых решений во всех сферах экономики. Госпрограммы, подобные «Цифровому Казахстану», не только не применяются в соседних странах – о них там зачастую даже не задумываются. И хотя результаты инициатив властей будут видны только через несколько лет, такая амбициозность вызывает уважение.

Так оценивает казахстанский опыт генеральный директор эстонской компании Scale&R Игорь Овчаренко, выступавший в качестве консультанта технопарка Astana Hub по развитию стартап-экосистемы. Эксперт принял участие в форуме «День цифровой логистики», организованном в Алматы компанией DAR Lab, специализирующейся в сфере IT-технологий, и индустриально-логистическим центром DAMU Logistics.

По словам директора DAR Lab Аскара Айтуова, государство много инвестирует в логистику и инфраструктуру, но бизнес отстает в этих процессах. В стране порядка 4 000 компаний, работающих в транспортно-логистической сфере, но качество предоставляемого ими сервиса зачастую далеко от международного уровня, хотя есть и исключения. Аскар Айтуов также рассказал, что поставщики из Китая стараются отправлять через некоторые постсоветские страны более дешевые грузы, поскольку на железной дороге существует проблема воровства. Очевидно, что такие истории заметно девальвируют объективное конкурентное преимущество Казахстана и его транзитный потенциал. Решать эти проблемы необходимо как наращиванием общего качества работы отрасли, так и внедрением цифровых решений.

Светлана Багаева, директор одной из казахстанских компаний, отметила, что на рынке сегодня не хватает складов разных типов. И в силу этого необходимо рассматривать такие сферы приложения для стартапов, как модернизация складов. В Казахстане уже есть фирмы, использующие технологии, которые позволяют утилизировать складские площади на 90%, – это очень высокий показатель.

Игорь Овчаренко обратил внимание на потенциал цифровых решений при решении проблемы автомобильных пробок в городах. Например, в Дубае на платной дороге успешно используется технология автоматической оплаты проезда, не требующая остановки на пропускных пунктах. В германском Мюнхене внедрили технологию оптимизации маршрутов мусоровозов, что позволило снизить их количество. Пример из иной сферы, но тоже касающийся цифровизации и логистики: в Руанде построен первый в мире дрон-порт – площадка для приема дронов, доставляющих лекарства и донорскую кровь в труднодоступные горные районы.

Стартапы решают не только проблемы города, вроде автомобильных пробок, но и вопросы выживания, – заметил эксперт.

По его мнению, в Казахстане есть немало перспективных молодых специалистов, способных предложить свои стартапы. И действующим крупным компаниям стоит серьезно работать над привлечением их к сотрудничеству, интегрировать в свои проекты, иначе можно получить в недалеком будущем вместо коллаборации усиливающуюся конкуренцию. Хотя на эту проблему есть и несколько иной взгляд: в кулуарах форума один из представителей бизнеса заметил, что не стоит стараться изобретать велосипеды, а нужно брать существующие международные стандарты и решения и адаптировать их к потребностям локального рынка. Но для любого из этих подходов к вопросам внедрения цифровизации в транспортно-логистическую сферу Казахстана нужны квалифицированные специалисты.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале