просмотров 2220

Книжный рынок Казахстана пережил прошлый год благодаря еде

Опубликовано: 20 Января 2021 Автор: Ярослав РАЗУМОВ | Алматы
Книжный рынок Казахстана пережил прошлый год благодаря еде
lifenext.ru

Карантинные меры ввергли представителей книжного бизнеса в уныние, некоторые вообще готовились к закрытию. Два месяца ограничений – большего сфера книготорговли не выдержит, говорили они. Но локдаун, как известно, продлился дольше, а массового закрытия книжных магазинов не случилось. Как чувствуют они себя сегодня, пройдя через тяжелый 2020 год?

Как говорил один персонаж из сказки про Буратино, «пациент скорее жив, чем мертв», но держится с немалым трудом. Особенно это касается маленьких магазинов.

Мы не можем, как крупные участники рынка, продавать другие виды товаров, кроме книг, – говорит Елена, сотрудник небольшого магазина. – Нет и возможности сделать рекреационную зону. Кроме того, во время локдауна мы обратили внимание на факт, которому раньше не придавали значения: среди наших постоянных покупателей много людей в возрасте. Даже немалую часть детской литературы покупали именно они – для внуков. В прошлом году многие сидели дома, и мы это почувствовали. Ну и в целом, конечно, было меньше покупателей, меньше средний чек. Да, мы прошли через локдаун, но это было именно выживание. Еще одного, если он не дай бог случится, мы не переживем.

По словам руководителя сети магазинов «Меломан» Александра Дериглазова, в предыдущие годы отмечался сильный рост продаж книг – до 15–20% ежегодно. И это отражало общие тенденции казахстанского рынка. Первые месяцы 2020 года показали некоторый спад, но тем не менее книг продавалось больше, чем в начале 2019-го. А потом пришел локдаун, и сеть впервые за много лет столкнулась с падением продаж – по итогам года его оценивают в 20%.

Александр Дериглазов.jpg

– Для нас неожиданностью стало то, что упали продажи книг, но при этом не пострадал остальной ассортимент: мы не стали продавать меньше игрушек, увеличились продажи новогодних товаров и разных вкусностей, – говорит Александр. – Такого мы не ждали, казалось бы наоборот, во время карантина люди должны были бы больше читать, но почему-то этого не произошло.

Анализировать глубинные социологические и маркетинговые причины этого явления, наверное, еще рано. Тем более что тенденции продаж в прошлом году колебались, к концу 2020-го они несколько изменились: продажи стали расти, в декабре снижение по сравнению с концом предыдущего года было всего лишь 5%. Может быть, сильное падение 2020-го – случайность, вызванная шоком пандемии, и по мере адаптации кошельков сограждан рынок вернется к докризисному уровню?

Но даже в условиях снижения были некоторые тенденции с позитивным ростом. Увеличился с 1 350 до 1 420 тенге средний чек. Как и до кризиса, все лучше «идут» книги казахстанских авторов, хотя сейчас их объем – это порядка 8–10% от всех продаж.

Интересно, что в прошлом году лучше продавались исторические книги, классическая литература, комиксы, эзотерика, детские книги для возраста после 12 лет. Зато покупать книги для дошколят стали меньше, а самое большое падение продаж пришлось на книги по воспитанию детей и на деловую литературу.

При всем драматизме прошлого года на рынок вышел целый ряд книжных новинок, и некоторые стали сразу очень хорошо продаваться. В их числе книга матери Илона Маска Мэй Маск «Женщина, у которой есть план», труд Ермека Турсунова «Карашанырак» на казахском языке, а также переведенный на казахский «Гарри Поттер». Очень большие продажи у «Пути Абая». В целом же по продажам лидируют давно представленные на рынке книги: уже три года в первых рядах бестселлер «Хочу и буду» Михаила Лобковского, «Тонкое искусство пофигизма» Марка Мэнсона и «Кырык бес соз» Абая.

Как производители манипулируют нами с помощью цвета
читайте далее
Итоги прошлого года для книготорговли тяжелые, – констатирует Александр Дериглазов. – Но мы не расцениваем это как какой-то негативный перелом, за которым люди массово уйдут в Интернет, в электронные книги. Думаем, что это временное воздействие локдауна. Судя по отзывам покупателей, все скучают по живым покупкам. Это ведь в нашей традиции, и к тому же – важный канал социального общения.

Согласно некоторым оценкам, потери в 20–25% можно расценивать как среднюю планку для казахстанского рынка в прошлом году. Похоже, это общемировая история. Но интересно, что, например, в России в прошлом году интернет-продажи книг впервые превысили живые продажи. Точной статистики по интернет-продажам книг в Казахстане нет, но рост не обвальный. У «Меломана» за прошлый год, например, она выросла с 8 до 10%.

А главное – ни одна крупная книжная компания в стране не закрылась. По крайней мере пока.

Наша газета обратилась и к другим крупным книготорговым сетям, но, к сожалению, они не откликнулись. Тем не менее мы готовы опубликовать их комментарии, если они поступят.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале