просмотров 2763

Сотни магазинов прекратили работу. Что происходит?

Опубликовано: 02 Апреля 2021 Автор: Ярослав РАЗУМОВ | Алматы
Сотни магазинов прекратили работу. Что происходит?
uvova.livejournal.com

Сотни магазинов в Алматы и Алматинской области добровольно прекратили работу на два дня. Такая забастовка и сама по себе удивительное явление, а тут еще и в период карантина! О причинах этого демарша «ЭК» побеседовала с известным налоговым консультантом Натальей Янцен.

– Что происходит? Казалось бы, в сегодняшней ситуации, когда базары работают вполсилы, магазинам у дома только и работать, а они закрываются! За два дня простоя можно, наверное, прилично потерять в деньгах.

– Вот это и показывает, с какими проблемами столкнулись предприниматели. Вообще, для тех, кто в теме, эта забастовка не стала неожиданностью. В январе ввели новые правила налоговой отчетности, так называемую сопроводительную накладную на товар (СНТ), это и привело в итоге к всплеску возмущения.

– Насколько известно, идея этого нововведения благая – вывести из тени товарные потоки, не допустить на рынок контрабанду…

– Идея хорошая, а методы ее реализации просто вне критики. Изначально говорилось, что это будет касаться только импортных товаров и увязывалось с нашими обязательствами в рамках ВТО и ЕАЭС. У Казахстана по ряду импортных позиций более низкие таможенные пошлины, чем в России, и, чтобы поступающий к нам товар не шел потом в Россию, в рамках ЕАЭС есть договоренность его отслеживать, а инструмент для этого – СНТ. Но в итоге эту идею исполнители сильно изменили, стали ее распространять практически на все. Получилась попытка создать систему тотального контроля за движением товаров. Никто не спорит, что надо платить налоги и выводить из тени товарные и денежные потоки, но не ценой же создания новых и больших проблем для бизнеса!

– Так в чем суть этих проблем? Это ведь не рост налогов или акцизов, это, по сути, сугубо технический вопрос.

– Сначала надо сказать вот что. Сейчас Налоговый комитет в своих релизах успокаивает розничных реализаторов, которые продают товары физическим лицам, что им не надо выписывать СНТ. Но, во-первых, это не распространяется на подакцизные товары, а они в объеме продаж магазинов у дома составляют большую часть. Во-вторых, на самом деле, чтобы не выписывать эти накладные, надо соблюсти определенные процедуры, которые фактически соблюсти невозможно. И малый бизнес это отлично понимает. И в-третьих, налоговики говорят: не переживайте, это пилотный проект и пока никаких штрафов не будет. Но это на словах, а в Административном кодексе об этом ничего не сказано! А если налоговики потом передумают? Теоретически это возможно. Ну и наконец, через полгода пилотный проект закончится, и что делать бизнесменам?

Чтобы магазинам у дома не выписывать СНТ, надо чтобы товар списывался по чекам. Но для этого оптовик, у которого вы купили товар, должен в своих документах указать, что вы розничный реализатор. А вдруг он забыл это указать? Или перепутал ассортимент? Такое при загрузке бухгалтеров вполне возможно. Это же человеческий фактор, а хозяин магазина проконтролировать это никак не может. А потом будет проверка, и его ни за что обложат штрафами.

Другая грань проблемы: после продажи товар должен быть автоматически списан с так называемого виртуального склада – это такая программа в Налоговом комитете. Но для этого нужна кодировка этого товара, для чего надо каждую поставку, каждую товарную позицию забивать в свой кассовый аппарат. Если ИП умеет программировать, он может сам это сделать, если нет – придется кому-то платить. И в основном, конечно, платят. Но и это еще не все. Представьте, сколько времени занимает ввод информации! Если в магазине, например, продается пять видов стирального порошка, то в программе кассы они все должны быть отражены, там не проведешь просто «порошок». Все позиции ассортимента надо постоянно туда вводить и потом пробивать конкретный товар, не дай бог ошибиться! А в самом маленьком магазине сотни товарных позиций, одних конфет десятки видов. Нужно специального сотрудника для этого держать. Ну разве могут ипэшники это себе позволить? Что же, им ассортимент сокращать?

Газетные киоски ликвидируют в Усть-Каменогорске
читайте далее

– Почему против этого выступили только владельцы маленьких и средних магазинов, а крупные и сетевые – нет? На них эти проблемы не отражаются?

– Отражаются на всех, но у крупных магазинов по крайней мере есть ресурсы, чтобы с этим разбираться. Сейчас некоторые магазины стали искать бухгалтеров специально для работы с СНТ. Но желающих особо нет – даже на приличные зарплаты не идут. Представьте, какого уровня должна быть проблема, чтобы в наше время специалисты отказывались от хороших зарплат! Бухгалтерам придется еще работать с программным обеспечением, которое Налоговый комитет сделал под СНТ, а оно крайне неудачное. Если интересно, зайдите в профессиональный чат, там бывает в день по полторы тысячи вопросов от бухгалтеров: как и что им делать? Бесконечные программные ошибки… Система, например, может писать, что товара на виртуальном складе недостаточно, а его у вас полно. Или наоборот.

– Но любые программные ошибки можно исправить!

– Это делается, но очень медленно. А сейчас, когда бухгалтеры обращаются по поводу ошибок, им предлагают сначала заполнить специальную форму, а она такая, что для этого надо разбираться в программировании! Еще одна проблема – эта программа для СНТ никак не увязана с 1С, там нет возможности для проверки, перепроверки, невозможно сделать бухгалтерскую аналитику. И это ПО настроено под типовые ситуации, а в бизнес-практике миллион форс-мажоров. Например, бизнесмен спрашивает: а если покупатель вернул товар, то как мне это оформлять? Никто не знает.

– И к чему все это приведет?

– Будет бардак. Предпринимателям начнут приходить уведомления из налоговых органов: почему у вас все так, а не вот так? И бизнесменам придется останавливать работу и разбираться. И конечно, повлияет все это и на цены. Вот сейчас торговая фирма средних размеров ищет бухгалтера для этой работы, предлагает 300 тысяч тенге. Никто не идет. Конечно, они поднимут ставку и рано или поздно найдут специалиста. И так будет и в других компаниях. А на кого лягут эти расходы? В итоге – на конечного потребителя.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале