просмотров 3311

В Шымкенте создан Совет по экспорту

Опубликовано: 09 Апреля 2019 Автор: Ирина ГАЛУШКО | Шымкент
В Шымкенте создан Совет по экспорту
pixabay.com

Расширение внешнеэкономических связей и увеличение выпуска отечественной продукции – таковы задачи созданного в Шымкенте Совета по экспорту.

Около 35 предприятий Шымкента, работающих в сфере производства продуктов питания, машиностроения, легкой промышленности, металлургии, фармацевтики и строительства, экспортируют свою продукцию в страны ближнего и дальнего зарубежья. В прошлом году внешнеторговый оборот Шымкента составил 903,1 млн долларов, 568,5 млн из которых пришлось на импорт, а 334,6 млн – на экспорт продукции.

В акимате города считают, что объем экспорта мог бы быть выше, если бы не ряд проблем. Их обсуждению и было посвящено первое заседание Совета по экспорту.

Большая часть экспорта идет в Узбекистан, но наши соседи стараются защитить свой рынок, – отметил заместитель акима Шымкента Данат Жумин. – Если из-за рубежа ввозят продукцию, которая у них производится, то на нее помимо таможенных пошлин устанавливается еще и акциз. Чтобы попасть на узбекский рынок, одному из наших предприятий, занимающемуся производством ковров, нужно оплатить таможенные пошлины, НДС, а потом еще и акциз порядка 15%. Если же к нам со своими коврами приезжает узбекский производитель, то у нас и НДС ниже, и акциза нет. В итоге продукция соседей у нас стоит дешевле, чем наша у них.

По словам Жумина, с проблемами сталкиваются и казахстанские мукомольные предприятия. Раньше они неплохо зарабатывали на поставках казахстанской муки в Узбекистан и далее – в Афганистан. Но теперь соседи резко повысили тариф на транспортировку муки по своей территории, облегчив при этом ввоз зерна.

Теперь узбекский бизнес покупает у нас зерно, делает из него муку и поставляет в Афганистан, вытесняя наших мукомолов, чья продукция из-за транспортного тарифа возросла в цене и стала менее конкурентоспособной по сравнению с узбекской, – пояснил Жумин.

Еще одна проблема связана с транзитными перевозками. По предварительным данным, в минувшем году перевозчики из Узбекистана совершили около 30 тысяч транзитных автомобильных грузовых рейсов по территории нашей страны. Основным получателем или отправителем является Россия. Ожидается, что в нынешнем году этот показатель вырастет минимум на 10%.

Для перевозчиков из Узбекистана у нас созданы хорошие условия. Это безразрешительная система проезда всех видов транспорта по автодорогам нашей страны, – говорит Жумин. – При этом, чтобы наши перевозчики могли ввозить груз в Узбекистан или из него, допустим, в Россию или Италию, им необходимо покупать разрешения – так называемые спецбланки. В 2018 году Казахстану дали разрешения на 1 500 рейсов. В этом году дают планово также всего 1 500. Таким образом, во-первых, наши перевозчики снова находятся в неравных условиях. Во-вторых, оказывается давление на отечественных производителей сельхозпродукции, которым непросто конкурировать с сельхозпредприятиями Узбекистана. Есть и другие проблемы, связанные с порядком прохождения таможенных осмотров, задержками на границах и так далее. Но нужно отметить, что отношения между Казахстаном и Узбекистаном динамично развиваются, и есть надежда, что эти проблемы будут решены в рамках двустороннего сотрудничества.

По мнению участников заседания, развитию экспорта как в Шымкенте, так и в стране в целом будут способствовать принятые меры государственной поддержки. Как известно, по поручению первого президента страны на эти цели выделено 500 млрд тенге.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале