После вылета из аэропорта Алматы рухнул самолет Fokker-100 авиакомпании Bek Air

Опубликовано: 30 Декабря 2019 Автор: Лариса ШТОППЕЛЬ, Александр КАМИНСКИЙ, Виктор МАКСИМОВ | Алматинская область, Алматы, Нур-Султан
После вылета из аэропорта Алматы рухнул самолет Fokker-100 авиакомпании Bek Air
zakon.kz
просмотров 4743

Хроника событий

Утром 27 декабря после вылета из аэропорта Алматы рухнул самолет Fokker 100 авиакомпании Bek Air. Погибли 12 человек.

Самолет вылетел в Нур-Султан по расписанию в 07.22. Через несколько минут борт пропал с радаров. Оказалось, едва набрав высоту, самолет рухнул вниз и врезался в пустующий двухэтажный дом на окраине поселка Кызылту. К счастью, возгорания не произошло, хотя лайнер разломился пополам. На борту находились 93 пассажира, в том числе три младенца и пять членов экипажа.

Одна из выживших пассажирок Марал Ерман так описала происшедшее:

Сначала самолет шатался при взлете, а потом мы как-то странно приземлились. Оказалось, что мы врезались во что-то. Никто не мог понять, что случилось, хотя хаоса, паники, криков не было, все были просто в шоке. Потом стюард открыл дверь. Когда мы выбрались на улицу, то увидели, что самолет разломился пополам… Первыми стали нам помогать какие-то охранники, потом прибыли пожарные, «скорые». Было столько раненых…

В службы экстренного реагирования сообщение о катастрофе поступило в 7:43. На место происшествия выехали спасатели, кинологические расчеты, пожарные, 35 бригад «скорой помощи» из Алматы и 16 из Талгарского, Илийского и Енбекшиказахского районов. Был создан оперативный штаб по ликвидации последствий крушения самолета и открыты «горячие линии» в ДЧС Алматинской области, Алматы и Нур-Султана.

Аварийно-спасательные работы по извлечению выживших и тел погибших продолжались до 11 часов, а потом к работе приступили эксперты-криминалисты. Жители поселка Гульдала и представители управления предпринимательства разбили для спасателей полевую кухню.

На призыв сдать кровь для выживших в авиакатастрофе сразу же откликнулись сотни алмаатинцев и жителей Алматинской области. Первыми в Каскеленский филиал областного центра крови прибыли полицейские Карасайского РУВД

Известно, что разбившийся лайнер эксплуатировался 23 года, в казахстанском реестре он зарегистрирован 26 августа 2016 года. Сертификат летной годности воздушного судна был выдан в мае этого года. В авиакомпании Bek Air зарегистрировано девять таких бортов. После катастрофы полеты Fokker 100 в Казахстане приостановили. Также приостановлена деятельность авиакомпании Bek Аir.

По факту крушения самолета начато досудебное расследование по статье «нарушение правил безопасности и эксплуатации воздушного транспорта». По предварительной версии, озвученной заместителем премьер-министра Романом Скляром, причиной крушения могла быть как ошибка пилота, так и техническое состояние борта. Известно, что перед взлетом он дважды коснулся хвостовой частью взлетно-посадочной полосы. Однако теперь слово за экспертами – на месте крушения найдены бортовые самописцы.

Напомним, что 29 декабря 2013 года при заходе на посадку потерпел крушение самолет авиакомпании SCAT, летевший из Кокшетау в Алматы. Трагедия также произошла в районе поселка Кызылту. На борту лайнера находились 16 пассажиров и пять членов экипажа. Никто не выжил.

* * *

В разбившемся Fokker-100 находилось 95 пассажиров и пять членов экипажа. Погибли 12 человек, 18 получили тяжелые травмы.

Погиб 58-летний командир воздушного судна Марат Муратбаев. Скончался председатель совета генералов Казахстана Рустам Кайдаров. На месте погибли пассажиры, сидевшие в основном в носовой части самолета: Николай Астанов, Бауржан Калиев, Базархан Карибаева, Аршат Исина, Абай Нурбеков, Сания Аманжол. Журналист интернет-портала Informburo.kz Дана Круглова и Каирхан Туматов скончались в аэропорту Алматы. Уже после госпитализации умерли Имина Оспанова и Валерий Ануфриев.

Как сообщил вице-премьер Казахстана Роман Скляр, в медицинские учреждения Алматы госпитализированы 49 пострадавших, 18 из них находятся в тяжелом состоянии. Они получили черепно-мозговые травмы, переломы костей таза, позвоночника и конечностей. Для помощи пострадавшим из Нур-Султана бортом санитарной авиации вылетели специалисты Национального центра нейрохирургии и НИИ травматологии.

На борту самолета находились четыре иностранца: Юрий и Яна Сон (Украина), Маг Клыков (Кыргызстан), Нурлан Маулин (Китай). Все они остались живы, но украинцы получили компрессионные переломы позвоночника.

Никто не останется без поддержки государства, семьям всех погибших и пострадавшим будет оказана необходимая поддержка, – заверил Роман Скляр. –Правительство определит сумму компенсации.

Решением главы государства 28 декабря объявлен днем общенационального траура по погибшим в авиакатастрофе под Алматы. Президент выразил соболезнование родным и близким погибших граждан и отметил, что все виновные понесут строгое наказание в соответствии с законом.

Президент России Владимир Путин направил Касым-Жомарту Токаеву телеграмму с выражением самых искренних соболезнований в связи с трагедией. «В России разделяют скорбь тех, кто потерял своих родных и близких, и надеются на скорейшее выздоровление всех пострадавших», – говорится в ней. Боль утраты с казахстанцами разделил также председатель правительства России Дмитрий Медведев.

Свои соболезнования выразил раввин Республики Казахстан Ешая Коген. За упокой душ умерших и о скорейшем выздоровлении пострадавших будут молиться во всех казахстанских синагогах.

* * *

Катастрофа в Алматы может поставить крест на эксплуатации всех самолетов Fokker 100, проработавших на авиалиниях многих стран мира 33 года.

Впервые «сотый» поднялся в небо в ноябре 1986 года. Разработанный голландскими авиаконструкторами самолет быстро заслужил репутацию надежного, практичного и, что немаловажно в бизнесе, вместительного воздушного судна, идеально подходящего для региональных рейсов. Лайнеры завоевали небо почти на 10 лет – за это время было выпущено 283 такие машины. Однако в 1996 году компания Fokker обанкротилась, а «сотых» на региональных рейсах стали вытеснять более современные Embraer и Boeing. Суда Fokker по-прежнему эксплуатируются в таких странах, как Мексика, Бразилия, Колумбия, Австрия, Иран, но и там их количество с каждым годом уменьшается.

По данным портала Aviation Safety Network, за все время эксплуатации в результате аварий и катастроф было потеряно 16 самолетов Fokker 100. При этом погибли 183 человека. Причины катастроф разные: от погодных условий до обстрела из гранатометов. Примечательно, что в шести эпизодах имели место проблемы с выпуском шасси, причинами которых признали производственные дефекты. Один из таких случаев произошел в Астане в марте 2016 года, когда пилот Дмитрий Родин сумел посадить аварийный самолет с невыпущенной передней стойкой шасси. А самая страшная трагедия произошла 31 октября 1996 года в Сан-Паулу. Причем она очень напоминает алматинскую. Fokker, летевший в столицу Бразилии, оторвался от посадочной полосы, но так и не набрал высоту и через 24 секунды рухнул на жилой массив. Из 95 человек, находившихся на борту, не выжил никто, еще четверо погибли на земле.

Причиной катастрофы эксперты назвали самопроизвольное включение реверса правого двигателя, в результате чего разогнавшийся самолет резко накренился вправо и перешел в сваливание. Другая трагедия произошла в марте 1993-го в Скопье – и там Fokker рухнул при наборе высоты. Из 97 человек, находившихся на борту, погибли 83. Причиной инцидента было названо обледенение крыла.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале