просмотров 1086

Чьи Гуччи круче

Опубликовано: 30 Мая 2019 Автор: Гульнар ТАНКАЕВА | Алматы
Чьи Гуччи круче
Платье и перстень Le Marais

На прошлой неделе казахстанский кинокритик Ольга Малышева ездила во Францию работать в павильоне нашей страны на кинорынке Каннского кинофестиваля. А еще за неделю до этого мы с ней не прошли квест «найди нестыдный казахский чапан за 100 долларов».

Но обо всем по порядку.

Когда решился вопрос о поездке Ольги на Каннский кинофестиваль, она задала вопрос на своей странице в «Фейсбуке»:

Подскажите, где в Алматы можно купить жакет/камзол в казахском стиле, чтоб не было похоже на костюм из оперного спектакля и не по цене Chanel?

Я вызвалась помочь как человек, который, страшно представить, уже 25 лет пишет о казахстанской моде и ремеслах.

И конечно, как человек «в теме», я знала, что перед нами стояла непростая задача. Но чтобы настолько...

Итак, сначала мы определились с ценой и стилем. В принципе, требования Ольги были достаточно просты: чапан (жилет) в казахском стиле, но такой, чтобы при желании его можно было надеть поверх джинсов и футболки. То есть, рискуя навлечь на себя гнев нацпатов, скажу: что-то вроде тех узбекских чапанов, которые в последние несколько лет наводнили города Казахстана. Их популярность объясняется не только красотой знаменитого абрового узора, но и удобством и универсальностью вещи: на короткое платье – пожалуйста, на длинное платье – почему нет, на джинсы и футболку – да без проблем! Добавьте к этому комфортный материал, обычно хлопок, и цену: если хорошо поискать, можно найти чапан средней длины за 7 000, длинный – за 10 000 тенге.

Так вот, нужно было что-то такое, но казахское. И по цене в пределах 30 000–35 000 тенге, или 100 долларов.

Сначала я обратилась за помощью в Союз ремесленников Казахстана, потому что вообще больше доверяю индивидуальным мастерам. Здесь загвоздкой стала цена, почему я и не пошла к знаменитым мастерицам, например к Кулян Жангутты с ее потрясающими работами – такая красота не может стоить 100 баксов. По той же причине я лишь с удовольствием повспоминала прошлогоднюю коллекцию председателя Союза ремесленников РК Айжан Беккуловой и мастерицы из Актау Ауес Сагинаевой «Когда казахи были мореплавателями»: опять же натуральный шелк и подиумная вещь столько не стоят.

Айжан Беккулова в костюме из своей коллекции.jpg

Ремесленники не подвели, с ходу предложив несколько приемлемых по цене вариантов и, что особенно приятно, из натуральных тканей. Проблема: вещи были сшиты кызылординскими мастерами, а я не могла заказывать их доставку в Алматы, поскольку не была уверена, что Ольге они понравятся.

Кстати, Ольга в это время тоже не сидела сложа руки, а ездила по городу и даже за город на барахолку, потому что после того вопроса в «Фейсбуке» ее чаще всего отправляли именно туда.

Вечерами она делилась со мной результатами «квеста» (к этому моменту мы уже поняли, что это у нас даже не исследование, а настоящий квест):

Съездила сегодня в магазин Qbrands, там разные вещи местных дизайнеров. Из интересного – гобеленовые и войлочные жилеты, цены от 30 тысяч, размеры почему-то от 46–48-го и выше. Ничего особо не подошло. Есть очень красивые изделия из войлока на шелке, там уже цены от 130 тысяч тенге, и это, как я поняла, кыргызский бренд 7 sisters. Нашла обалденную красоту в Instagram, но цены – район 250 тысяч. Насчет барахолки. Страх и ужас, конечно, на этих тойбастар-рядах: жуткий бархат в пластиковых стразах и золотых приклеенных нитках под вышивку. Все made in Kyrgyzstan.

К этому моменту мне уже пришлось отказаться от мысли одеть Ольгу в наши бренды Aigul Line (войлок на шифоне и шелке) и «Құрақ көрпе» (самые разные чапаны, есть стеганые, есть бархатные и т. д.) Причина все та же – цена: мы попали в неудачное время, потому что буквально через 10 дней «Құрақ көрпе» объявил скидки.

Меня окончательно разозлили бесплодные поиски, и я обратилась к последней надежде: известному таразскому дизайнеру Айдархану Калиеву с его брендом Aspara. Сначала Ольга посмотрела его сайт (ура – понравилось!), потом пошла в магазин. И снова ура! Ей приглянулся фиолетовый чапан. Цена – приемлемая (Калиеву удалось осуществить свою давнюю мечту – наладить производство промышленных коллекций казахской национальной одежды, отсюда и цены). Но... опять проблема: нет нужного размера. У Ольги – маленький: S. Чапан размера M был последним.

коллекция.jpg

Словом, за несколько дней до отъезда кинокритика Ольги Малышевой мы с ней пришли к неутешительному выводу, что квест мы не прошли.

А я для себя (как опять же человек, который 25 лет пишет о казахстанских моде и ремеслах) сделала еще один. Пока у нас в стране не будет такой поддержки креативной экономики, как, например, в соседнем Узбекистане, мы никогда не будем носить красивую, качественную, да просто казахскую национальную одежду. И я здесь не буду перечислять все льготы, преференции и законы по поддержке ремесленничества, что работают у узбеков, я просто напомню вам цены на их чапаны даже уже у нас: 7 000 тенге – на чапан средней длины, 10 000 тенге – на длинный.

Вы же понимаете, что они, эти цены, не с потолка берутся. И дело не только в более дешевых энергоносителях, достаточно низких зарплатах, собственном текстильном производстве и т. д. – дело во всем. И в поддержке на государственном и местном уровне в том числе.

А у нас есть классные ремесленники! У нас есть классные дизайнеры! И мы не разучились шить после того, как закрылись знаменитые на весь Советский Союз швейные предприятия (фабрика имени Гагарина, например), – тому свидетельство цеха по производству школьной формы, мужских костюмов и т. д., которые поставляют сегодня свою продукцию в том числе и в соседние страны – в ту же Россию.

Просто им нужна поддержка.

P. S.

Самое интересное, что мы с Ольгой обе все-таки нашли искомое.

Ольга, вы не поверите, в Каннах. «Это какая-то удивительная и странная история, – написала она в «Фейсбуке». – Я везу казахский чапан из Канн в Казахстан. Он сделан мастерами КазНУИ на художественном факультете. Его подарила мне Анара Мусрепова – директор казахстанского павильона на Каннском кинорынке. Вот такая магия кино».

А я – в алматинском бутике, но опять же с французским названием Le Marais. Так называется район в Париже, где соседствуют дорогие бутики, винтажные лавки и концепт-сторы. А у нас это магазин, где энтузиасты и патриоты создают небольшие коллекции в казахском, но совершенно не похожем на «костюмы из оперного спектакля» стиле. Там чапаны, что можно носить с джинсами и футболками. И многократно повторенный казахский орнамент в качестве принта на платье выглядит круче монограммы Louis Vuitton или Gucci. Жаль только, что их пришлось так долго искать... 

  

коллекция-2.jpg

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале

Читайте также
Союз утюга и паяльника
Ростовщический рынок Казахстана растет стремительными темпами
418 0 0
Празность потенциалов
Правительство обещает снизить импорт товаров народного потребления наполовину.
17354 0 0
Нефтяной барельеф
В последние несколько лет мировой нефтяной рынок стал крайне непредсказуемым.
23465 0 0