Мобильщики капитализма

Опубликовано: 02 Июня 2018 г. Автор: Андрей ЖДАНОВ | г. Алматы
Мобильщики капитализма
JoyReactor
просмотров 7157

Записки запуганного sms-бомбардировкой

Запуганный sms-бомбардировкой оператора мобильной связи о том, что меня вот-вот переведут на тариф с не нужными мне услугами и ежемесячной абонентской платой, я решил не доводить дело до разбирательств пост-фактум. И вот что из этого вышло.

Вынужденное опрощение

Первым делом я открыл сайт «Beeline Казахстан» (его «симка» в моем телефоне с 2007 года) и с удивлением увидел, что новых и запускаемых с апреля тарифных планов для мобильных телефонов и планшетов оператор предлагает всего семь, среди которых лишь один-единственный без абонентского платежа. Тогда как в былые годы вариантов были десятки.

Имея одиннадцатилетний опыт невозможности дозвониться до оператора, я отправился на очное рандеву с ним, слабо надеясь, что выбор будет все-таки пошире. В алматинском офисе компании на углу улицы Толе би и проспекта Назарбаева я попросил прайс-лист новых тарифов и удивился еще больше. На бумаге я увидел не семь, а всего четыре тарифа, и все с абонентской платой!

– И это все? – растерянно спросил я милую девушку в билайновской униформе за стойкой.

– Да, – ответила она, почему-то отводя взгляд в сторону.

– Но ведь на вашем сайте указан и безабонентный тариф...

Девушка сочувственно посмотрела на меня как на блаженного и от руки написала в уголке прайс-листа комбинацию для перехода на действительно единственный тариф без абонентской платы под названием «Проще простого», предупредив, что за эту услугу с моего счета уйдет 200 тенге.

Я покорно «опростился» и сопоставил:

·        прежние тарифы объявлены без объяснений «неактуальными», а ассортимент новых с 2016 года (после отмены годовых, полугодовых и квартальных пакетов) все больше похож на шагреневую кожу;

·        на сайте оператора – семь, а в его бумажном прайс-листе – лишь четыре новых тарифа;

·        в sms-сообщениях Beeline предупреждал, что переведет меня на тариф «Все Супер» с ежемесячной абонентской платой 1 290 тенге, но такая сумма не фигурирует в новых тарифах ни на сайте, ни в бумажном прайс-листе оператора;

·        на сайте Beeline для мобильных телефонов и планшетов указаны тарифы с абонентской платой размером 1 390, 1 790, 2 190, 2 790, 3 990 и 890 тенге в месяц, а также избранный мной вариант «Проще простого»;

·        тарифы в бумажном прайс-листе: 1 390, 1 790, 2 190 тенге в месяц, а также 490 тенге в неделю;

·        в бумажном прайс-листе сказано, что переход на все четыре указанных тарифа с абонентским платежом бесплатный, а с меня за переключение на единственный тариф без абонентской платы взяли 200 тенге.

Увы, мягко говоря, небрежность, разночтения и безграмотность в информировании клиентов присущи не только Beeline, но и остальным операторам мобильной связи в Казахстане.

Например, кто объяснит фразу (сохранены пунктуация и орфография оригинала) «Все услуги, предоставляемые на безвозмездной основе обозначенные как таковые, в том числе указанные на сайте Компании являются, частью данного тарифного плана», которая сопровождает расшифровку тарифов Tele2 на его сайте? Не берусь судить о технологическо-цифровой квалификации сотрудников этой фирмы, но по части логики и русского языка ее сайтом рулят явные двоечники.

По меньшей мере отторжение вызывает самонадеянность на сайте компании «Кселл»: «То, что мы изменили, изменит то, как вы воспринимаете мир». Если что и поменялось после прочтения этого корявого слогана в моем восприятии мира, так это имидж «Кселл», обогатившийся в моих глазах манией величия.

И я рассмеялся, прочитав на красочном сайте оператора «Алтел» надпись «Пользователь не авторизован. Чтобы узнать текущий тарифный план или подключить новый, необходима авторизация». Представьте, что скажут покупатели в большом продуктовом магазине, если его продавцы в одночасье перестанут маркировать товар и спрячут ценники – то же самое просится на язык, когда видишь требование об авторизации для получения элементарной информации. Это кто ж вас так перепугал, ребята, что вы в ужасе затрудняете доступ к простейшим публичным сведениям и, соответственно, к своим же услугам и получению собственных доходов?!

Проще простого отнести приведенные неряшливость в информировании клиентов и следование в их обслуживании правилу «С худой овцы хоть шерсти клок» (200 тенге за «опрощение») к досадным мелочам. Но не будем забывать, что дьявол прячется именно в деталях.

Равносильно объявлению Путина главой русской водки

Толстый пласт неточностей, несуразицы и лукавства накопился в целом в сфере мобильной связи и доступа в интернет, а также в позиционировании их операторов и провайдеров на казахстанском рынке, чему последние почему-то не противятся.

Например, «Алтел» часто называют «первым отечественным оператором мобильной связи» и детищем «Казахтелекома», хотя «Алтел» был основан в 1994 году совместным казахстанско-английским предприятием «Бесет-Казахстан». На рубеже 1990–2000 годов, когда в республике начинали появляться другие фирмы мобильной связи, «Алтел» действительно переходил под полный контроль «Казахтелекома». Но в 2016 году последний ослабил это влияние, согласившись с переходом «Алтела» под крыло шведского оператора Tele2, которому принадлежит в объединенном предприятии 51% голосующих и 49% обычных акций.

«Кселл» тоже по инерции ассоциируют с «Казахтелекомом». Между тем «Кселл» является правопреемником компании GSM Kazakhstan, в которой на момент создания в 1998 году «Казахтелеком» довольствовался 49-процентной долей, а контрольный 51-процентный пакет принадлежал финско-шведско-турецкому конгломерату Fintur Holdings B.V.

В 2012 году «Казахтелеком» продал свою долю в GSM Kazakhstan шведскому телекоммуникационному холдингу Telia Sonera. GSM Kazakhstan был переименован в «Кселл», ставший полностью иностранной компанией, совладельцами которой являются Fintur Holdings B.V. и Telia Sonera. Причем контрольный пакет в Fintur Holdings B.V. принадлежит не кому-нибудь, а опять же... Telia Sonera. Что позволило газете Financial Times оценить в 2014 году так называемое эффективное участие шведского холдинга Telia Sonera в «Кселл» в 61,74 %.

Александр Комаров.jpg

Так же часто еще одного крупного оператора мобильной связи в республике называют «Beeline Казахстан» и дочерним предприятием российской компании. Например, даже на сайте этого оператора его главу Александра Комарова представляют «главным исполнительным директором Beeline Казахстан». Что равносильно объявлению Владимира Путина главой Красной площади, русской водки или осетрины с черной икрой.

Ведь Beeline – лишь торговая марка и бренд, которыми пользуется компания «КаР-Тел». О том же, какое сама она имеет отношение к Казахстану и России, можно судить по ее подписанному г-ном Комаровым и утвержденному 1 февраля 2018 года уставу, во первых строках которого сказано:

Единственным участником ТОО «КаР-Тел» является «ВИП Казахстан Холдинг АГ» (VIP Kazakhstan Holding AG), юридическое лицо, созданное и существующее по законодательству Швейцарии, зарегистрированное за № CHE-352.824.607, имеющее следующий юридический адрес и место нахождения: Швейцария, Цуг, 6304, Графенауштрассе, 5 (Grafenaustrasse 5, 6304, Zug, Switzerland); и банковские реквизиты: IBAN: CH5908387000001280452; SWIFT: BBRUCHGT; ING BELGIUM, Brussels, Geneva Branch.

Провинциальный курортный городок Цуг в 25 километрах и 30 минутах езды от Цюриха и одноименный швейцарский кантон (район) – уникальное место в мире. Любимая шутка жителей Цуга: «Юридических лиц у нас больше, чем физических», – что недалеко от истины. При населении кантона чуть больше 100 тысяч человек, из которых 25 тысяч живут в городе Цуг, количество зарегистрированных здесь штаб-квартир компаний со всего мира превышает 30 тысяч, что больше, чем в Цюрихе и Женеве вместе взятых.

Цуг по праву считается самым богатым районом Европы, внутренний региональный продукт которого превышает 110 тысяч долларов на душу населения в год. Но жить в Цуге выгодно, только если ваш личный ежегодный доход составляет не менее 500 тысяч евро.

Вторая, помимо финансовой, достопримечательность Цуга – не поколебленные мировым кризисом стабильность и размеренность местной жизни на фоне альпийских пейзажей. А еще Цуг называют европейской криптодолиной из-за большого количества местных компаний, работающих с виртуальными деньгами.

Цуг.jpg

Альянс левых партий и профсоюзов Швейцарии обзывает Цуг «налоговой богадельней», поскольку, не будучи де-юре оффшорной зоной, город и кантон облагают граждан и предприятия самыми низкими в Европе налогами. В том числе, естественно, и швейцарскую компанию «ВИП Казахстан Холдинг АГ» – единственного хозяина оператора мобильной связи «КаР-Тел» с торговой маркой Beeline.

Долгая стагнация

Таким образом, на рынке мобильной связи сложилась олигополия (доминирование крайне малого количества предприятий) трех компаний: двух иностранных «Кселл» (39,2% доли рынка) и «КаР-Тел» (35,5%), а также совместного предприятия Теле2 – Altel (25,3%). На фоне мировой глобализации телекоммуникаций в этом не было бы ничего необычного и предосудительного, если бы не долгая стагнация в Казахстане качества работы операторов мобильной связи.

Вот мнения, опубликованные газетой «Литер» в 2010 году после обращения к читателям с вопросом «Соответствует ли цена мобильной связи в Казахстане ее качеству?»:

Шавкат Сабиров 1.jpg Конечно же, нет, – отвечал президент интернет-ассоциации Казахстана Шавкат Сабиров. – Стоимость услуг мобильной связи в Казахстане должна была постоянно снижаться, как это происходит во всем мире. А у нас эти тарифы оставались неизменными на протяжении долгих лет... Теперь нам обещают плавное снижение на 20% стоимости внутренних звонков, хотя, на мой взгляд, надо сразу процентов на 40–50. На Западе многие начали отказываться от домашних телефонов, потому что дешевле говорить по мобильному. В США и Канаде такие тарифы точно есть, сам ими пользовался. И качество – на уровне. Увы, наши операторы думают только о своих доходах. Юлия Медведева (в центре).jpg Качество мобильной связи в Казахстане – отвратительное, а цены завышены в несколько раз, – откликалась футбольный рефери ФИФА Юлия Медведева. – Причем не только на внутренних направлениях, но и на международных тарифах. Я регулярно бываю за рубежом – обслуживаю международные матчи по женскому футболу. Естественно, стараюсь пользоваться казахстанским номером, ведь он записан у меня в документах как контактный. А это очень дорого. Например, на чемпионате Европы в Финляндии роуминг за пять дней «съел» порядка 15 тысяч тенге, поэтому пришлось купить местную сим-карту – так гораздо дешевле. На турнире в Минске вообще роуминг не включался, пока на счет в Казахстане не положили по моей просьбе 50 долларов. И его нужно было постоянно пополнять. Вот в этом главная проблема – выхода нет, все равно приходится оплачивать большие счета.

Со времени этих высказываний минуло целых восемь лет. Мнения клиентов мобильной связи и пользователей интернета об их современном качестве в изобилии представлены на информационно-справочных сайтах Казнета. Вот лишь малая их толика, датированная 2017–2018 годами.

О «Кселл» на сайте «Отзывы. KZ» (по состоянию на 22 мая 2018 года – 34 отзыва со средней оценкой компании по пятибальной шкале 1,71):

24.05.2017, пользователь #1495635246: «На основе своего личного опыта сделал следующие выводы: 1. Личный кабинет клиента на сайте «Кселл» – это не личный кабинет клиента, а личный кабинет «Кселл». 2. Верить информации о балансе на счете, которая отражается в личном кабинете, нельзя, так как операторы центра «Кселл» (ул. Мендикулова) в открытую заявляют, что данные в личном кабинете некорректны (в качестве доказательства есть диктофонная запись разговора). 3. Две недели назад, будучи в том же центе «Кселл» на ул. Мендикулова, потребовал (также под диктофон), чтобы в моем личном кабинете отражались достоверные данные. Все кивнули, но все осталось по-прежнему. По моему мнению, все делается так специально, чтобы запутать клиента. В мутной воде не только рыбка хорошо ловится, но и кое-что еще. Адрес своей электронной почты не скрываю».

20.09.2017, пользователь #1505897344: «Даже если не пользуешься номером «Кселл», баланс тает просто так. Позвонил операторам. Говорят, подключены какие-то дополнительные платные услуги. Я говорю, отключите их. Они отключили. Сегодня проверил: опять тают единицы. Решил больше не пополнять. Они, скорее всего, номер отключат, ну и ... с ними. Теперь они присылают по акции пакеты, интернет и. т. д., но я больше не хочу ничего от них. Позор крохоборам».

12.01.2018, пользователь #1515740521: «Чем дальше, тем хуже! Наконец-то отказался от оператора Kcell. Хуже этой связи не существует! Связь никакая, сотрудники некомпетентные!».

О Tele2 и бренде Beeline на справочном сайте-каталоге организаций «СПР.KZ» (по состянию на 22 мая 2018 года – 14 положительных и 157 отрицательных отзывов):

04.02.2017, пользовательница Айнур: «Последние несколько дней стала замечать, что деньги с номера куда-то списываются. Позвонила в Tele2, выяснилось, что без моего личного согласия подключили платную услугу, и каждый день снимали по 100 тенге. Объяснили тем, что рассылалась смс-подписка, и я отправила слово «да» на какой-то там номер. Или, наверное, я по ошибке нажала кнопку на телефоне. Я в шоке от такой наглости! У меня айфон, стоит на блоке, и никто кроме меня не имеет к нему доступа. И нечаянно по ошибке набирать слово «да» и отправлять, а потом не знать этого – надо быть не в своем уме!»

18.02.2017, ответ Айнур от пользовательницы Гуля: «Такая история о неизвестных подключениях не только у вас, у меня было несколько раз и у всех знакомых, которые имели неосторожность быть клиентами этой компании Tele2. Подключают услуги и тарифы, а потом валяют дурака, говорят, вы сами подключили, вот так и зарабатывают на нас свои миллионы. Очень непорядочно!».

24.04.2018, пользователь Борис: «Написать решил потому, что уже устал от сервиса «Билайн». Вообще компанией эту шарагу назвать сложно, так как по уровню сервиса и качества предоставляемых услуг это не компания, а сборище рвачей-дилетантов. Многие пользователи уже высказали свое негодование как сервисом, так и качеством связи от «Билайн». Выскажу свой опыт общения с данным провайдером. Связь безобразная, антенна гуляет, нет стабильного сигнала. Интернет – отдельная песня. Уровень компетентности операторов call-центра никакой. Буквально на днях пришел в алматинский офис «Билайна» по адресу Фурманова – Толе би. Проблема – замена сим-карты, так как специалисты «Билайна» не смогли отключить спам, который периодически вываливался на моем телефоне. Поменяли сим-карту, молодой юноша проводил данную операцию. Ну, думаю, нормально. Ага, размечтался о кренделях небесных! Не успел вернуться домой, как мне приходит смс, что с меня списали 1 560 тенге! Разворачиваюсь и назад в офис скоренько (дело вечером, торопился до закрытия) Успел. Зашел и задаю вопрос: а как так, почему деньги сняли и тарифный план поменяли? Оказалось, юноша перепутал номер, который я написал на бланке! Причем перепутал не одну цифру, а вообще номер другой записал на новую сим-карту! И сидит, как ни в чем не бывало! Подумаешь, накосячил! Выяснилось, что это стажер. Только с третьего раза мне поменяли корректно сим-карту. Книгу жалоб не дали! Но спам продолжает периодически всплывать. Никто моего мнения не спрашивает, надо мне это или нет. Периодически подключаются какие-то интернет-пакеты без моего участия, которые мне даром не нужны. Сегодня в 04.55 опять подключился интернет-пакет на 2 Гига, пока я спал. И деньги сняли, 970 тенге. Пойду сегодня опять воевать с «великолепным» «Билайном». По поводу интернета. Мой коллега по работе года четыре назад жестко сцепился с «Билайном» по поводу интернета. Он сисадмин и кое в чем разбирается. И вот что он выяснил. С его слов ситуация такая: билайновские сервера принадлежат частному лицу и находятся то ли в Польше, то ли в Чехии. Так что жаловаться на скорости и качество трафика нет смысла. Как он выяснил, российский «Билайн» никакого отношения к данной компании не имеет. Просто какой-то ушлый типок организовал себе прибыльное дело и рубит «бабули». И никакой тут фирмОй не пахнет. После этого мой коллега полностью отказался от «Билайна» и перешел на оптоволокно».

Закройте этот сайт немедленно!

В моем личном бумажном и электронном архиве с конца 1990-х годов скопились десятки извинений за плохую мобильную связь и интернет, обещаний наказывать, штрафовать за это виновных и повысить качество телекоммуникационных услуг из уст бывших и действующих руководителей частных компаний и государственных мужей.

О цене этих обещаний дает представление, на мой взгляд, сенсационное признание в марте 2017 года председателя Национальной лиги потребителей Казахстана Светланы Романовской:

Светлана Романовская.jpg Мы не понимаем, какого качества должен быть интернет. Нам говорят: мегабайты, там еще что-то… А как это ощутить? Какого качества он должен быть? Мы хотим, чтобы операторы брали деньги с потребителей обоснованно и понятно расписывали объем, качество, безопасность своих услуг. Проблема в том, что у нас нет доказательной базы, инструмента, который мог бы доказать, качественно или некачественно предоставляют услуги. Сейчас мы обратились и в парламент, и правительство с просьбой создать нам эти инструменты. А то создали госорган по защите прав в этой сфере, представители которого только ходят и проверяют антенны на безопасность. По поводу качества ничего нет.

Это что же получается? Более чем за 20 лет внедрения мобильной связи и появления в жизни казахстанцев интернета республика не удосужилась разработать и принять внятные критерии их качества?! Полный абзац.

Между тем, как сообщала Романовская, за 2016 и начало 2017 года в Национальную лигу потребителей поступило свыше 8 000 жалоб на качество услуг операторов мобильной связи и провайдеров.

Недавно у нас была жалоба: за три минуты списано больше 8 000 тенге за интернет, – привела один из вопиющих примеров Романовская. – И провайдер начал ссылаться на то, что неправильным тарифом пользовались, но мы добились, чтобы деньги вернули.

По словам правозащитницы, представители операторов мобильной связи говорят, что потребители сами безграмотны, поскольку пользуются устаревшими или невыгодными для них тарифными планами. Романовская считает, что это происходит из-за того, что сами услугодатели не предоставляют понятную для абонентов информацию о новых тарифах.

Другой пример, уже системного размывания ответственности: в договорах с абонентами операторы пишут, что не виноваты в случаях, когда предоставляют услуги совместно с другими компаниями. И когда возникает ухудшение качества интернета или связи, операторы ссылаются на договор и говорят, что проблема не у них, а у какого-то предприятия, с которым они сотрудничают.

Романовская считает, что это незаконно.

Они, операторы и провайдеры, должны нести ответственность, – почеркнула глава лиги потребителей. – С кем у нас заключен договор, тот и несет ответственность. Уже в регрессном порядке пусть сами на своего поставщика и подают в суд. Мы имеем взаимоотношения с теми, кому платим деньги. Остальное нас не волнует. Что они так говорят, – это тоже рассчитано на то, что мы им поверим. На самом деле это противоречит законодательству.

Три года назад было много разговоров и публикаций о запуске мобильного сервиса «Народный контроль качества сотовой связи» на портале электронного правительства. Сервис якобы давал возможность отправлять отзывы о сбоях в работе сотовой связи и проблемах с мобильным интернетом напрямую в Комитет связи и информатизации и РГП «Государственная техническая служба». Для этого предлагалось скачать приложение «Открытый диалог», разработанное для обратной связи госорганов с населением и доступное на портале электронного правительства.

Отправка отзывов о качестве предоставления сотовой связи через «Народный контроль» осуществляется без авторизации и привязки к наличию или отсутствию сигнала сети, – объяснял руководитель Комитета связи и информатизации Министерства по инвестициям и развитию Руслан Абдикаликов. – Сбор таких параметров, как геопозиция, дата и время, производится автоматически, а отправка отзывов возможна как с текущего местоположения, так и с любого другого.

22 мая между 15.00 и 18.00 автор этих строк трижды пытался войти на портале электронного правительства в приложение «Открытый диалог» и воочию убедиться, как действует «Народный контроль качества сотовой связи». И трижды на моем побелевшем как полотно дисплее вспыхивала черная надпись:

Этот веб-сайт не защищен! Это может означать, что кто-то пытается вас обмануть или перехватить информацию, которую вы отправляете на сервер. Вы должны закрыть этот сайт немедленно!.

P.S. Последней каплей, побудившей к этим заметкам, стало полученное через семь часов после моего перехода на тариф «Проще простого» без абонентской платы sms-сообщение от «Билайн», которое вновь гласило: «Напоминаем, что в связи с закрытием вашего тарифа вы будете переведены на тариф «Все Супер» с абонентской платой 1 290 тенге в месяц».


Читайте также
Метро не сразу строилось
Строительство метро в Алматы и китайском Ханчжоу – Ахиллес не убежит от черепахи!
431 0 0
Прополка на поле чудес
Нацбанк запаздывает ограничивать аппетиты банков второго уровня
219 0 0
Пенсионный разворот: назад к истокам?
Воистину, корабль не имеющий цели, не знает попутного ветра.
5362 0 0
Кабала менял
Долго ли еще ходить Казахстану в кабале менял и под их шантажом прощать ростовщиков а-ля Г
2286 0 0