Семь бизнес-Я

Опубликовано: 18 Октября 2017 г. Автор: Гульсум КУНЕЛЕКОВА | г. Алматы
Семь бизнес-Я
Кадр из фильма «Трое в лодке, не считая собаки»
просмотров 418

Впервые в нашей республике с 20 октября по 15 декабря этого года запускается бесплатный проект «Династия» специально для тех, кто собирается открыть семейный бизнес. Его инициатор – Ассоциация семейного бизнеса Казахстана. Серия мастер-классов позволит предпринимателям научиться грамотно выстраивать отношения с родственниками в совместных бизнес-проектах. На сегодня подано уже более 200 заявок со всей республики, и это только начало. Глава ассоциации Яна Исакова в интервью «ЭК» рассказала, почему для казахстанцев так важно научиться правилам партнерства в семейном деле, и поделилась своими наблюдениями в этой сфере.

– Яна, было удивительно узнать, что в Казахстане вообще существует такая ассоциация…
Яна Исакова.jpeg

– Мы работаем с 2013 года и наша основная цель – помочь предпринимателям совместить личные и бизнес-цели. Ведь обычно все лучшее мы делаем для себя и своих близких. И с этой точки зрения семейный бизнес – лучший вариант для самореализации и создания финансовой стабильности. К сожалению, на территории постсоветского пространства бытует мнение, что с друзьями и родственниками работать нельзя. Но в то же время существует правило трех F, и этот неписаный закон очень популярен в Силиконовой долине. Кто вам даст деньги на бизнес, на стартап, кто поддержит вас советом и профессиональной экспертизой? Три F: family, friends, fulls. То есть семья, друзья и дураки (инвесторы).

Практика показывает, что любая компания, как правило, начинается как семейный бизнес. В ассоциации мы помогаем предпринимателям научиться работать со своими близкими, использовать ресурсы семьи максимально эффективно. К примеру, у кого-то из родных есть помещение, которое можно использовать под какое-то предприятие или бизнес, у другого – финансы, которые можно или положить на депозит, или вложить в совместный бизнес.

К сожалению, нас никто не учит заключать письменные обязательства, и обычно после устных договоренностей каждый воспринимает все по-своему, исходя из своей картины мира, жизненного опыта и поставленных целей.

Но тут встает вопрос рисков. И одно дело, когда ты просто просишь деньги у родственников, а другое, когда предлагаешь им бизнес-проект с конкретными расчетами, расписанными рисками и условиями сотрудничества. Мало кто знает, что можно заключить договор простого товарищества, который не предполагает образование юридического лица и заключается между частными лицами в самом начале их договоренностей. 

Кроме того, у нас есть так называемые чек-листы со списком вопросов к потенциальным партнерам. Были случаи, когда после обсуждения чек-листов партнеры откладывали решения по совместному партнерству уже на этом этапе. Подобные инструменты, простые и эффективные, наглядно показывают, что на самом деле партнеры ожидают друг от друга. И в случае достижения договоренностей партнерство получается долгосрочным и осознанным.

К сожалению, нас никто не учит заключать письменные обязательства, и обычно после устных договоренностей каждый воспринимает все по-своему, исходя из своей картины мира, жизненного опыта и поставленных целей. Так что порой убеждения партнеров вообще не коррелируются друг с другом. И обычно все договариваются о том, как будут делить прибыль, но совершенно не прописывают вариант совместного погашения убытков и грамотного расставания. А об этом стоит подумать в самом начале – пока отношения дружеские, пока есть общие планы и вера в то, что все получится. И это позволило бы им сохранить хорошие отношения. Тем более с близкими важнее это, ведь от родственников вы не избавитесь и не сбежите, они ваши на всю жизнь.

22045817_1919877228281368_1903245012203044233_n.jpg

– А как часто у нас заключают соглашения партнерства?

– Сейчас уже чаще. Но за последний год было достаточно много запросов: помочь понять, как выстроить отношения с родственниками в бизнесе. Именно с этой целью мы и запустили проект «Династия». Для участия в нем необходимо прийти не только самому, но и с родственником – потенциальным партнером по бизнесу. Мы поможем вам найти идею, выстроить бизнес-отношения, определиться с долгосрочными совместными целями. Мы также подскажем, как составить партнерский договор, обсудим чек-листы. Если же у кого-то уже есть совместный бизнес, то в проекте «Династия» он может стать долгосрочной стратегией для нескольких поколений семьи.

В Гарварде вот уже более 50 лет преподается курс по управлению семейным бизнесом. Так вот, суть гарвардского курса в том, что где родился, там и пригодился.

У нас был случай, когда племянница с тетей решили вместе открыть детский образовательный центр, купили франшизу, мебель, взяли в аренду помещение, начали набирать сотрудников. В этот момент племяннице попалась на глаза информация о нашей ассоциации, и она попросила нас помочь ей грамотно расписать условия сотрудничества с тетей, так как на тот момент это было для нее не совсем понятно: в разговорах они вроде бы понимали друг друга, но на деле получались совсем разные вещи.

Я выслала чек-листы и попросила показать их также тете: тогда сразу станет понятно, какие у вас обеих ожидания. И тетя отказалась заполнять со словами: «Это что такое? Мы же договорились с тобой делить все 50 на 50».

Тогда я написала для них список вопросов, которые все равно всплывут. К примеру, такие: «Делите ли вы вместе как прибыль, так и убытки? Кто и на каких условиях принимает сотрудников? (К примеру, вы скажете, что у вас есть классный директор, а тетя будет настаивать на своем.) Кто и когда уходит в отпуск? В каких случаях возможны поощрения для сотрудников? Через какой промежуток времени вы начнете брать прибыль из бизнеса на личные нужды? В течение какого периода времени будут делаться инвестиции в проект?». И так далее.

Справка «ЭК»: Именно семейный бизнес удерживает экономики многих стран мира. В тех же США 64% ВВП создают семейные компании, в которых работают более 62% всех рабочих. По статистике, 80% компаний в Европе являются семейными, а в Индии и вовсе 95% всех существующих фирм. И Казахстан не исключение. Единственное отличие – относительная молодость нашего бизнеса, обусловленная лишь исторически. Семейный бизнес, впрочем, и в советский период сумел «законспирироваться» и дойти до наших дней в виде профессиональных семейных династий. Так что свой опыт у нас имеется. 5491f793d9f1c2dcf3fbb90aee582732-600x380.jpg

– Насколько я знаю, раньше, это идет еще со старины, по всему миру в семейном бизнесе обычно младшие слушались старшего…

– Все зависит от семьи. Предполагается, что семья – это команда. В Гарварде вот уже более 50 лет преподается курс по управлению семейным бизнесом. В нашей стране бизнесу 20 с небольшим лет, и мы можем успешно реализовать лучший зарубежный опыт в этой сфере. Так вот, суть гарвардского курса в том, что где родился, там и пригодился.

Япония на 99% состоит из семейных компаний, причем там есть традиция, которая буквально переводится так: «Синдром сына-идиота». Суть ее в  том, что если кто-то из семьи не может или не хочет продолжать семейное дело, она усыновляет/удочеряет директоров компании, дает им свою фамилию и вводит их в свою семью. Можно сказать, их женят с бизнесом.

Когда, к примеру, HR принимает сотрудника для компании, то изучает, подходит он им или нет, читает резюме, проводит собеседование. А в семейном бизнесе вы уже знаете, кто из ваших близких будет работать, а кто – нет, кто хороший маркетолог, а кто отличный завхоз, кто ответственный, а кто не очень. Не зря говорят, что принимать человека на работу нужно по личным качествам, профессиональным можно научить. Вы ведь не обучите человека ответственности и порядочности, это у него или есть, или нет, эти понятия должны быть заложены на уровне ценностей.

Каждая пятая семья в Штатах имеет свой бизнес. Япония на 99% состоит из семейных компаний, причем там есть традиция, которая буквально переводится так: «Синдром сына-идиота». Суть ее в  том, что если кто-то из семьи не может или не хочет продолжать семейное дело, она усыновляет/удочеряет генеральных, исполнительных, финансовых  директоров компании, дает им свою фамилию и вводит их в свою семью. Можно сказать, их женят с бизнесом (смеется). Иными словами, почетнее сделать харакири, чем закрыть семейный бизнес. На Западе также многие крупные компании – семейные, а таковыми там считаются, когда семье принадлежит 25% бизнеса. Они дают право на принятие решений по развитию компании и так далее.

семейный бизнес компания Найк основатель Фил и его сын Трэвис.jpg

– А какова ситуация с семейным бизнесом в нашей стране?

– Незначительно отличается от ситуации в мире. А если принять во внимание сильные семейные традиции, то, естественно, это отражается и в жизни. Также бывает, что родственники обычно просят предпринимателя устроить их или их детей на работу к себе. И к нам тоже часто обращаются с таким запросом: «Как я могу отказать? Это же моя сестренка просит, а ее сын ничего не делает». И в этом случае стоит правильно расставлять приоритеты, нужно понимать, что бизнес есть бизнес, он должен приносить доход, а не пристраивать родственников, – вы же не богадельня, не благотворительный фонд, не Красный Крест. А коммерческая структура и в вашем уставе написано, что ваше юридическое лицо должно генерировать прибыль.

Поэтому при найме сотрудников стоит учитывать, приносит этот человек пользу компании или нет. Как вариант, можно научить родственника определенным навыкам, но при этом оговорить время стажировки.

Как показал последний мировой финансовый кризис, с наименьшими потерями из него смогли выйти именно семейные компании.

– Есть ли какая-то статистика по семейному бизнесу в Казахстане?

– Нет, Казахстан еще не участвовал в таких исследованиях, а по всему миру их проводится достаточно, в том числе «Большой четверкой». Потому что семейное предпринимательство – это более устойчивая модель, так как у семейных компаний более длительный горизонт планирования, как минимум на поколение. Люди ведь по традиции хотят передать свою компанию детям по наследству, а значит, ресурсы и возможности, а не проблемы и долги. Соответственно, они внимательнее выбирают партнеров и более тщательно анализируют сделки, выбирают для инвестиций проекты, которые могут не принести быстрой прибыли, но быть полезными в долгосрочном периоде. Семейные компании также обычно аккуратно относятся к финансам, стараясь не влезать в долги. Как показал последний мировой финансовый кризис, с наименьшими потерями из него смогли выйти именно семейные компании.

– Что показывают ваши наблюдения: кто из родственников обычно в Казахстане создает семейные  предприятия?

– Здесь у нас нет ограничений. Все настолько по-разному, многое зависит от ресурсов, возможностей каждой семьи, от того, кто возьмет на себя роль лидера. Это могут быть муж с женой, брат сестрой, родители и дети. У нас есть компания «Келет», в которой работает третье поколение одной семьи. Начинали муж с женой, потом к ним присоединились племянница и внуки. 

семейный бизнес семья Ли Samsung.jpg

– То есть самый долгий срок семейного бизнес в республике пока составляет три поколения?

– Да, у нас бизнес молодой и еще есть чему поучиться. Наша ассоциация активно сотрудничает с международными экспертами. Не так давно нам представилась возможность получить консультацию американского эксперта в сфере семейного предпринимательства, и он прислал нам список задач, которые ему приходится решать там в процессе работы с американскими семейными компаниями. Вы знаете, до такого уровня развития нашему бизнесу еще расти и расти. К примеру, у нас очень редко поступает запрос от семейных компаний Казахстана на написание семейной конституции, нет такой традиции, и это только одна деталь.

– Яна, откуда вообще возникла потребность в обучении людей семейному бизнесу?

– В свое время я занималась женским предпринимательством. Как-то при проведении конференции по этой теме ее участницы пришли к нам воодушевленные и заряженные после первого дня, но после второго у многих запал значительно поутих: родные в ответ на горячее желание женщин открыть свое дело привели кучу аргументов «против», дескать, шашку – в ножны, коня – в стойло.  И тогда пришло понимание, что все, что мы делаем в нашей жизни, мы делаем ради наших близких и себя. Но не нужно противопоставлять бизнес и семью, представляя, какие жертвы вы несете ради счастливого будущего близких. А нужно ли твоим близким, чтобы ты пять лет не была в отпуске и пахала с утра до ночи?

Тогда я поняла, что нужно учить наших людей тому, чтобы они научились так выстраивать отношения, чтобы семья была их поддержкой в бизнесе. В этом случае можно успешно совмещать одно с другим. Не нужно выбирать: или бизнес, или отношения – эти две большие и важные сферы жизни можно с успехом совмещать.

В Италии если семья за ужином вместе сядет и пропишет совместный договор на листочке бумаги и подпишет его, то в суде он будет являться документом. И у нас тоже.

– Были ли в вашей практике случаи, когда близкие, наоборот, подводили в семейном бизнесе?

– Не стоит делать на этом акцент, это вопрос отношений, подставить может и наемный сотрудник. И таких примеров масса. Родство здесь не имеет значения. Это вопрос ожидания и доверия, так как своим близким обычно доверяют больше, соответственно, и ожиданий на них возлагаешь больше. А ты все со своим партнером по семейному бизнесу обсудил и прописал? Вы смотрите в одну сторону?

До смешного доходит, когда после того как партнеры написали свое видение компании через год, два и далее, выясняется, что у всех абсолютно разные взгляды, хотя они вроде бы все ранее обсудили. Каждый пишет, исходя из своего опыта, знаний и взглядов. Поэтому об этом не только говорить надо, но и обязательно вместе прописывать. К примеру, в Италии если семья за ужином вместе сядет и пропишет совместный договор на листочке бумаги и подпишет его, то в суде он будет являться документом. И у нас тоже. Семье не обязательно идти к нотариусу и даже нанимать юриста. Если она так решила, то может сразу сама оформить.

семейный бизнес семья Пихи-Порше.jpg

– Каким законодательством это регулируется?

– С точки зрения бизнеса – Предпринимательским, Налоговым кодексами, с точки зрения личных отношений – Кодексом о семье. Вот и получается, что семейный бизнес – это очень тесное переплетение личного и делового и с точки зрения закона тоже. Нужно разбираться в бизнесе и при этом не выпускать из фокуса семью и интересы своих близких.

– Но тот же брачный договор, к примеру, у нас не прижился…

– Да, у нас это не принято, говорят, не по-человечески. Но и не обязательно, чтобы брачный договор прижился в Казахстане. Но бизнес – это структура, это процесс, это активы и сотрудники. Это ответственность и обязательства. Ответственность мы несем сами перед собой, а обязательства на нас накладывает окружение. В семейном бизнесе многое зависит от отношений, в нем много человеческого, но, чтобы он успешно развивался, его закономерностям нужно учиться, знать определенные правила. Это такой же бизнес, как и любой другой, но у него есть свои особенности.

К сожалению, у нас в стране не знают своих героев. Я считаю, что нужно рассказывать истории успешного семейного бизнеса, чтобы вдохновлять других не бояться открыть свое дело.

– Какие успешные примеры семейного бизнеса в Казахстане вы могли бы назвать?

– Выше я говорила о семейной компании «Келет», есть и масса небольших компаний с хорошей перспективой, к примеру «Карамельково» – семья Пряхиных, муж с женой производят карамель ручной работы.  Семейная компания, которая производит кексы, причем только из натуральных ингредиентов, – «Мир кексов». В другой компании «Афонолива» отец начинал бизнес со своим партнером, но когда тот вышел из проекта,  его место заняла дочь. И хотя она только окончила университет, отец не побоялся передать бразды правления в ее руки.  И они прекрасно сотрудничают вместе.

Компания «София Лински» занимается текстильным производством и принадлежит семье Ильинских. Здесь работают муж с женой, их сын и дочь. Компания названа в честь дочери. В свое время отец ради семейного дела продал машину и квартиру, и близкие поддерживали его все это время, переживая вместе трудности и успехи. Сейчас у них свой цех. И таких примеров у нас много, в том числе и в регионах. К сожалению, у нас в стране не знают своих героев. Я считаю, что нужно рассказывать такие истории успешного семейного бизнеса, чтобы вдохновлять других не бояться открыть свое дело.

семейный бизнес семья Эллисоны Oracle.jpg

– Есть еще сферы, в которых чаще открываются семейные предприятия, кроме упомянутых кондитерской и текстильной?

– Никаких ограничений нет. Почему стараются открыть дело всей семьей? Потому что обычно ограничены в ресурсах, к примеру в финансовых или человеческих, и потому просят близких помочь на первом этапе. И зачастую компания так и остается семейной. К примеру владельцы кондитерского дома «Ваниль», муж и жена, начинали свой бизнес в  Шымкенте, а их филиалом в Алматы руководят две сестры супруги.

По мере развития компании могут открываться дополнительные направления, у нас есть примеры, когда с годами успешный бизнес рождает десятки предприятий по всей стране, семьи в Казахстане владеют ресторанами, строительными компаниями, сетями магазинов. И это уже совсем не мелкий бизнес.

Наши коллеги из соседних стран, к примеру Узбекистана, приятно удивляются, когда узнают, какие программы поддержки бизнеса у нас 

– То есть, можно сказать, семейный бизнес – это надежно, стабильно и надолго?

– Да. Форд сказал в свое время: «Бизнес меняет мир, а семейный бизнес делает его лучше». Мы, стараясь улучшить жизнь нашего ближайшего окружения, распространяем это намерение дальше, уже за пределы семьи. Все начинается с малого.

– Что вы можете сказать о реальной поддержке государства в этой области?

– У нас делается немало в этом направлении, но, к сожалению, многие не знают о тех возможностях и инструментах, которые могут с успехом реализовать в развитии своих компаний, хотя, казалось бы, информации предостаточно. Часто, когда к нам в бизнес-школу обращаются начинающие бизнесмены, мы сами направляем их в палату предпринимателей – пусть определятся, поймут, в чем у них недостаточно знаний.

Наши коллеги из соседних стран, к примеру Узбекистана, приятно удивляются, когда узнают, какие программы поддержки бизнеса у нас есть. Да, не всегда деньги по поддержке идут напрямую. К примеру, «Даму» направляет средства на поддержку через банки, и бизнесменам нужно защитить свои проекты перед банком, хотя «Даму», может, уже одобрило проект. Но нужно понимать, что банк ведь тоже отвечает за возврат денег. И стоит отдавать себе отчет – никто никому ничего не должен. А что ты сделал для реализации своей идеи, все ли просчитал, какие шишки набил, готов ли идти до конца? Я считаю, что здесь вопрос нужно задавать по-другому: не что государство, а что мы готовы сделать для себя? Готовы ли воспользоваться теми или иными ресурсами? Готовы ли взять на себя ответственность за свои действия и свою жизнь?

blag-271115-9.jpg

– Были ли у вас ситуации, когда что-то разрушало семейный бизнес?

– Конечно, таких примеров тоже немало. И как правило, это опять же отсутствие понятных обоюдных, предварительно прописанных договоренностей. Выше я уже приводила пример тети с племянницей: в течение первых месяцев они уже вложили деньги, закупили оборудование, сняли помещение в аренду, но после обсуждения чек-листов племянница, которая была инвестором, сказала: «Я готова потерять эти деньги, но не готова потерять еще больше в результате такой ситуации». Бывает, что рушатся личные отношения, и люди не могут договориться, как расстаться без потери семейных отношений и деловых возможностей.

– Исходя из вашего опыта, можно сказать, что успешный семейный бизнес – это семья, которая воспитана в традициях дружбы и поддержки?

– Можно сказать и так. Семейный бизнес сплотит семью, где есть доверие друг к другу. Если вы собираетесь открывать семейный бизнес с расчетом объединить разрозненных членов семьи, то ничего из этого не получится. То же самое в любом бизнесе. Если вы открываете дело только с целью заработать, то это бизнес одного дня. У компании должно быть что-то большее, нежели деньги, какие-то общие интересы, взгляды, не только финансовые и материальные ресурсы. И члены семьи должны понимать, что это не на один день и они в первую очередь – команда.

Кстати, семья – это тоже бизнес-проект, у которого есть свой бюджет, иерархия, ответственные за определенные направления, желание привлечь к себе партнеров в виде друзей, родственников и так далее. То есть семья выстраивает коммуникацию. Бизнес работает по той же самой схеме. Это, прежде всего, человеческие отношения.

Успешный бизнес получается там, где крепкая семья.

– Яна, расскажите немного о себе, какой опыт вы имеете в семейном бизнесе?

– Я родилась в Алматы, окончила здесь школу, учиться уехала в Россию, мое первое образование – антропология. Был в моей жизни период, когда я занималась сельским хозяйством. У меня до сих пор работает в России фермерское хозяйство, сейчас там живет семья из Беларуси. Сегодня у меня совместный бизнес с мужем, мы растим сад, который запустили как коммерческий проект, я также партнер с дочерью в нашем общем деле, но в нем больше ее участия, я также являюсь акционером в компании брата в России. То есть опыт успешного семейного бизнеса у меня есть.

– И вы тоже прописывали с братом все ваши ожидания?

– Да, мы садились и все обсуждали: какие возможны риски, будет ли у нас кризисный фонд, как будем управлять имуществом, как будем расставаться. Не во всем наши взгляды совпадали, но, когда мы прописали основные вещи, нам стало проще во многом. И сейчас многие вопросы мы не обсуждаем, так как уже знаем, где чья зона ответственности. И так нам проще. И вы правильно задали вопрос, если в семье нет доверия, не нужно снова испытывать отношения на прочность. Успешный бизнес получается там, где крепкая семья.

 

Регистрация для бесплатного участия в проекте «Династия»   

Страница проекта в Facebook 

Сайт Ассоциации семейного бизнеса Казхастана 

 

Самое читаемое

Читайте также
Солнце, ветер и аврал
Старт гонки за чистой энергией нами проигран, а до финиша – три года, чтобы успеть построи
467 0 0
День розовых воротничков
Светлана БОГАТЫРЕВА: гибкость, умение подстраиваться под требования рынка, быстро перестра
476 0 0
А вот народ достался не тот
Министры и чиновники у нас хорошие, просто им народ плохой достался.
279 0 0
Крадущийся тигр, уставший орел
Китай намерен уже в недалеком будущем начать торговлю нефтью в юанях.
672 0 0