просмотров 282

80 лет назад 300 километров «Восточного кольца» в ВКО были проложены всего за 42 дня

Опубликовано: 28 Мая 2020 Автор: Андрей КРАТЕНКО | Восточно-Казахстанская область
80 лет назад 300 километров «Восточного кольца» в ВКО были проложены всего за 42 дня
© Государственный архив

80 лет назад в Восточно-Казахстанской области началось строительство дороги «Восточное кольцо». 300 километров пути были построены всего за 42 дня и соединили глубинные районы Восточно-Казахстанской и Семипалатинской областей с Казахской железной дорогой, объединив 700 колхозов и восемь районных центров.

В документах сохранились фамилии многих участников той ударной стройки, но легендарным стало только имя женщины-взрывника Аустры Бирзе.

Если вы отправитесь из Усть-Каменогорска в Алтай (бывший Зыряновск), то сможете увидеть на 62-м километре огромный валун с железной звездой. Местные жители рассказывают легенду о том, что якобы под этим валуном покоится красивая белокурая комсомолка, погибшая во время строительства этой дороги летом 1940 года.

Аустра Бирзе в верхнем ряду третья справа.jpg

На самом деле никакой трагедии не было. Сотрудник областного архива Сауле Тлеубергенева подробно исследовала историю строительства «Восточного кольца» и рассказала о том, что тогда особенно отличилась бригада взрывников Зыряновского рудника, в составе которой была единственная женщина Аустра Бирзе. Эта девушка удивляла коллег невероятной точностью расчетов и безукоризненным выполнением работы. Последний заряд, который заложила Аустра, так потряс горный склон, что с него скатился огромный валун. Слава богу, он никого не придавил. Аустра вскоре уехала, а руководитель местной агитбригады Григорий Бадажков установил на валуне звезду в честь строителей «Восточного кольца».

3.jpeg

Как дальше сложилась судьба Аустры, увы, неизвестно, хотя в документах Восточно-Казахстанского государственного архива хранится переписка с различными организациями Ленинграда, в которой отражены безуспешные попытки разыскать отважную девушку с латышской фамилией и неженской профессией.

Почему история Актобе оказалась мало кому нужна?
читайте далее

Вторая очередь «Восточного кольца» была построена за 30 (!) дней в начале лета 1941 года. В общей сложности в дорожное полотно вручную было уложено свыше четырех млн кубометров земли. Построен 381 мост общей протяженностью 2 000 метров. Вместо катков и грейдеров строители использовали тачки, носилки, лопаты и катальные доски.

За 72 дня энтузиасты-дорожники посмотрели 135 кинокартин и 180 концертов. Две с половиной тысячи человек научились читать и писать. На 16 дорожных участках работали 18 передвижных библиотек.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале