просмотров 506

Алаколь – озеро между Танзанией и Зимбабве

Опубликовано: 25 Июля 2020 Автор: Ермек МАТАЕВ | Алматы
Алаколь – озеро между Танзанией и Зимбабве
Фото автора

Об Алаколе как о будущем туристическом рае для казахстанцев впервые заговорили лет десять назад, а то и больше. Тогда в душах наших людей забрезжил луч надежды: вот она – грядущая достойная альтернатива если не турецкому Средиземноморью, то киргизскому Иссык-Кулю уж точно. Изрядно подбадривало и то, что о развитии внутреннего туризма стали говорить с высоких трибун.

Наш гений – парадоксов друг

Однако на фоне объективной реальности благие намерения быстро потускнели, а пафосные речи поутихли. Поскольку очень скоро стало ясно, что пока в Казахстане не будет нормальных дорог, о развитии внутреннего туризма можно не вспоминать. При этом еще существует вопрос, что нам больше необходимо – первое или второе. Хотя, наверное, тема дорог волнует все-таки больше. За ней казахстанцы следят более пристально, перманентно негодуя по поводу качества транспортных артерий и халатной растраты бюджетных средств. С другой стороны, из первого вытекает второе, и так по принципу русской матрешки.

Кому из классиков принадлежит знаменитое высказывание о двух старых российских бедах, одной из которых являются отвратительные дороги, доподлинно неизвестно. То ли Гоголю, то ли Карамзину. В конце концов, большого значения это не имеет. Важно то, что крылатая фраза, произнесенная не один век назад, актуальна и сегодня. И отнюдь не только для России, но и для нас.

Знаете, что такое парадокс? Это когда вы видите и читаете в СМИ, что мы где-то на подступах к тридцатке наиболее конкурентоспособных стран. А потом выходит рейтинг экономической привлекательности от какого-нибудь Fraser Institute, где нам определяют 135 место из 165 исследованных государств. Аккурат между Габоном и Камеруном.

тт 074.jpg

А еще пару лет назад специалисты Всемирного экономического форума (ВЭФ) проводили исследования качества автомобильных дорог в разных странах мира. И касательно Казахстана их вердикт получился тоже весьма неприглядным. Нам определили 108 место из 138 исследованных стран. Пригодными для эксплуатации эксперты определили лишь 40% наших транспортных артерий республиканского значения и 21% – местного. Таким образом, по качеству дорог мы оказались далеко позади таких стран, как… нет, не Германия или Франция, а Гана, Уганда, Танзания и Зимбабве.

Увы, с тех пор мало что изменилось. при всех наших впечатляющих экономических успехах дороги не вызывают нареканий лишь в крупных городах и их окрестностях. А страна ведь у нас огромная. Расстояния между городами большие. И когда минуешь, к примеру, километр этак трехсотый республиканской автострады Алматы – Усть-Каменогорск, хочется выйти из машины и дальше идти пешком. Потому как начинается то, что дорогой назвать в принципе нельзя.

Впрочем, для нас это вполне привычные вещи. Каждый казахстанский автомобилист знает не только то, что наши дороги далеко не «зеркало», но и то, что они одни из самых дорогих в мире.

Озеро 005.jpg

Согласно утвержденным в нашей стране экономическим нормам, стоимость одного километра четырехполосной автомобильной дороги первой категории составляет около пяти миллионов долларов США. Тогда как, к примеру, в Германии километр дорожного полотна той же категории, но при гораздо более высоком качестве обходится государственной казне в три миллиона тех же долларов. При этом зарплата дорожного рабочего в Германии на порядок выше его коллеги в Казахстане.

Как им это удается? Не немцам, а нашим. Подсчитать, вбить в смету, вложить в тендерную документацию и самое главное – суметь обосновать в соответствующем ведомстве, что километр нашей дороги при гораздо более низком качестве и существенно меньшем размере заработных плат должен стоить на два миллиона «зеленых» дороже, чем в Германии.

Немцам до этого ни за что не додуматься. Только наш человек знает, что (или, вернее, кто) «сидит» в тех дополнительных двух миллионах. Так как в этом кроется принцип нашей экономики, развивающейся по своему особому пути. И где-то даже парадоксальному.

С места в квесты

Однако вернемся к тому, с чего начали. Увеличение количества отдыхающих на побережье озера Алаколь растет год от года. Во многом, благодаря логистическим новшествам. Ведь если еще недавно туда можно было добраться исключительно личным автомобилем или пассажирским автобусом, то сегодня в направлении озера запустили самолеты и поезда.

Однако немало туристов, в особенности владельцев внедорожников, предпочитают добираться до алакольского побережья по-прежнему на своих железных конях. Правда, многие потом искренне жалеют об этом.

В общем, если вы отважились отправиться к заветному побережью на собственном автомобиле, то о вас можно сказать две вещи: либо вы авантюрист-смельчак, либо просто ненормальный. Поскольку дорога туда сродни квесту: доберись до пункта назначения с наименьшим количеством повреждений своего авто и минимально поврежденной нервной системой. Потому что более-менее нормальная дорога дойдет лишь до аэропорта Талдыкоргана, который находится в 14 километрах от него. А дальше, как говорится, пристегните покрепче ремни безопасности и желательно наденьте шлемы. Потому что начнется самое интересное, захватывающее и небезопасное.

тт 057.jpg

Помните, как несколько лет назад начинался капитальный ремонт автодороги Алматы –Талдыкорган. Было вскрыто практически все дорожное покрытие, взамен которого стелилось новое. Водители тем временем были вынуждены, как минимум, добрую половину пути ехать по грунтовке, «убивая» ходовую часть автомобилей и ловя лобовым стеклом вылетающие из-под впереди идущих машин булыжники. Так продолжалось около шести лет.

В позапрошлом году капитальную реконструкцию автодороги решили продолжить – от Талдыкоргана до Ушарала. Чтобы можно было из Алматы почти до самого Алаколя прокатиться, что называется, с ветерком. Это порядка 300 километров. Цель, безусловно, благовидная. Но сразу же можно было предположить, что это еще, как минимум, лет на шесть, а то и больше.

Однако в сей раз, по всей видимости, с целью сокращения сроков реализации проекта, объемы отдали китайским подрядчикам. Те ни шатко, ни валко в первый год развернули свои рабочие лагеря, на том и успокоились.

тт 046.jpg

На второй год работы приступили к вскрытию старого асфальтового покрытия и подготовке основания для нового. Таким образом успели обработать примерно треть пути.

Едва наступил нынешний рабочий сезон, как во всем мире, в том числе и в Казахстане разбушевалась пандемия коронавируса. Причем, у нас гораздо «веселее», чем у других. А потом еще и «непонятная пневмония», побудившая китайское посольство призвать своих граждан в нашей стране быть предельно осторожными. А лучше – ноги в руки и домой.

Дисциплинированные китайские рабочие прислушались к рекомендациям своего диппредставительства и быстро «смотали удочки» до лучших времен. Таким образом, на том месте, где должна была быть дорога, соответствующая международным стандартам, осталась труднопроходимая грунтовка, которую под силу преодолеть без болезненных последствий для себя разве что специально оборудованным для езды по пересеченной местности внедорожникам с увеличенными диаметром и высотой протектора. Остальным там, как говорится, ловить нечего. Сколько времени все это теперь будет находиться в таком состоянии, сегодня не сможет сказать никто. Попробуем предположить, что, как минимум, до следующей весны.

Озеро 017.jpg

Хотя, любителям экстремальной езды поездка может оказаться вполне по вкусу. В ней они могут проверить не только свои водительские способности, но и профессиональные качества автомеханика. Если учесть, что, скажем, от Алматы до вожделенного озера чуть более шести сотен километров, перспектива путешествия выглядит радужной̆ разве что для хронических экстремалов.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале