• USD 375
  • EUR 425.5
просмотров 946

Благодаря подвижнической деятельности ученых-востоковедов в Казахстан привезены ценные раритеты из зарубежных музеев и архивов

Опубликовано: 04 Февраля 2019 Автор: Тлеужан ЕСИЛЬБАЕВ | Алматы
Благодаря подвижнической деятельности ученых-востоковедов в Казахстан привезены ценные раритеты из зарубежных музеев и архивов
Меруерт Абусеитова

Копии исторических рукописей, артефактов, переписки Абылай хана и китайского императора Цяньлуня и другие ценные раритеты, отражающие историю казахского народа, привезены в Казахстан из зарубежных музеев и архивов благодаря подвижнической деятельности члена-корреспондента Национальной академии наук, доктора исторических наук Меруерт Абусеитовой и ее коллег – ученых-востоковедов. Вот уже многие годы она возглавляет Республиканский центр по изучению исторических материалов при Институте востоковедения им. Р. Сулейменова и кафедру ЮНЕСКО «Наука и духовность». По просьбе корреспондента «ЭК» профессор Абусеитова дала нашей газете эксклюзивное интервью.

– Меруерт Хуатовна, с какой целью был создан Республиканский информационный центр по изучению исторических материалов?

– Он был образован в 2013 году при Институте востоковедения им. Р. Сулейменова Министерства образования и науки в рамках государственной программы «Народ в потоке истории». Решающую роль сыграл многолетний опыт ученых-востоковедов института, специализирующихся в области восточного источниковедения и археографии, работы с древними и средневековыми источниками и архивными материалами, владеющих восточными и западноевропейскими языками.

Перед нами была поставлена задача, направленная на создание постоянно действующей археографической экспедиции, проведение полевых исследований в Казахстане и за рубежом, систематизацию, каталогизацию и изучение исторических материалов, их оцифровку, публикацию серии книг, альбомов для популяризации результатов исследований. Научная деятельность центра – логическое продолжение государственных программ «Мәдени мұра» и «Народ в потоке истории», инициированных президентом Нурсултаном Назарбаевым.

Абусеитова-3.JPG

– Как отмечал глава государства в статье «Семь граней Великой степи», реализация программы «Мәдени мұра» позволила восстановить забытые фрагменты исторической хроники. Но многие документальные свидетельства о жизни наших предков ждут своего часа в зарубежных архивах. Поэтому сейчас важно найти и сохранить ценные архивные документы. Какая работа проводится учеными в этом направлении?

– В своей статье «Семь граней Великой степи» президент Нурсултан Назарбаев предложил продолжить работу в рамках семилетней программы «Архив-2025» во взаимодействии с отечественными и зарубежными архивами. Результаты археографических экспедиций в зарубежные фонды и архивы по госпрограммам «Мәдени мұра» и «Народ в потоке истории» оказались успешными. Востоковеды проанализировали и провели первичную системную обработку архивных материалов о жизни ранних кочевников на основе античных, тюркских рунических камнеписных, древнеиндийских, китайских источников, которые дают представление о прото-, древне- и среднетюркском периодах истории наших предков.

Уникальные материалы, приобретенные в зарубежных архивах, – основа междисциплинарной программы «История и культура Великой степи», которая реализуется специалистами общегуманитарных и естественных наук: истории, археологии, востоковедения, геоархеологии, антропологии, молекулярной генетики, культурологии. Это позволяет рассматривать задачи с учетом универсально-плюралистического подхода с акцентом на проблемы процессов этногенеза и этнической истории, восстановления палеоландшафта, реконструкции древних производств, объективной хронологии и государствообразования.

– В 2005 году во время рабочей поездки в Швейцарию вы обнаружили в Бернском историческом музее рукописные и фотоматериалы, которые позволяют объективно осмыслить историко-культурное наследие казахов. Кому они принадлежали и как эти экспонаты дошли до наших дней?

– В Бернском историческом музее мне удалось найти много ценных и неизвестных материалов по истории и культуре Казахстана и Центральной Азии, которые вызвали большой научный интерес. Хранитель музея доктор Томас Псот и профессор Анке фон Кюгельген любезно представили мне возможность ознакомиться с фондом швейцарского путешественника Анри Мозера. В нем сохранились восточные рукописи, архивные материалы, исторические фотографии, ценные этнографические и нумизматические артефакты, которые имеют огромное значение не только для изучения истории и культуры казахского народа, но и для взаимоотношений Казахстана с Центральной Азией, Россией, Китаем, Ираном, Индией и другими странами.

Свои четыре путешествия в 1868-1889 годы Мозер описал на французском языке в книге «Через Центральную Азию: казахскую степь, русский Туркестан, Бухару, Хиву, страну Туркмен и Персию. Впечатления о путешествии Анри Мозера». Из своих поездок он привез очень много ценных материалов, которые стали основой его коллекции: восточные рукописи, миниатюры, образцы каллиграфии, этнографические предметы, нумизматические материалы, боевое снаряжение, керамику.

В ходе нашей археографической экспедиции были найдены дневники, переписка, доклады, документы и публикации Анри Мозера, карты маршрутов его путешествий, монеты ханов Золотой Орды, восточные рукописи, экспонаты из этнологической коллекции (оружие, одежда, текстиль, украшения, конские принадлежности, этнографические предметы). Многие рисунки и зарисовки Мозера, фотографии, текстильные и военные изделия относятся к числу редких коллекций, которые несут в себе важную информацию и раскрывают историю прошлого казахского общества, безвозвратно исчезнувшую и не сохранившуюся в других источниках и фондах.

султан Жантурин Султан Жантурин. XIX в. Фото из фонда А. Мозера. Бернский исторический музей (Швейцария).jpg

Путешественник посетил Туркестан, о чем свидетельствует альбом фотографий казахской аристократии под названием «Туркестан». В этом альбоме, хранящемся в фонде Анри Мозера, представлены правители степей, с которыми он встречался. Как сообщает Мозер, «в это время степь была разделена на три района, во главе каждого был свой правитель. Султан Баймухамед правил на севере, султан Жантюрин – краем между Волгой и Уралом, а султан Сулейман Тяукин – Оренбургской степью».

При изучении альбома «Туркестан», сравнивая фотографии правителей казахских степей, я обратила внимание на снимок казахского султана Баймухамеда, который был запечатлен художником Степаном Александровским в альбоме акварельных портретов членов посольств и представителей Семиречья, приехавших на коронацию Александра II. В настоящее время этот альбом хранится в Национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.

Обнаруженные в фонде Бернского исторического музея экспонаты представляют огромную информационную ценность для более полного осмысления историко-культурного наследия казахов. Большинство экспонатов, датируемых ХIХ веком (возможно, ранее), являются раритетами казахского народного искусства, неизвестными не только Казахстану, но и широкой мировой общественности. Они существенно дополняют художественное творчество казахского народа. Некоторые из них представлены в единственном экземпляре и не имеют аналогов в музейных собраниях нашей страны.

настенный фризовой ковернастенный фризовый ковер түскілем. XIX век. Шелк, аппликация..jpg

Среди экспонатов особенно выделяется длинный настенный фриз (түскілем) с аппликационным узором, отражающим политическую иерархию казахского общества, что само по себе является новым словом в области исследования не только культуры казахов, но и политической истории Казахстана. Мы зафиксировали два длинных настенных фриза түскілем – бархатный, шелковый с золотым и серебряным шитьем (15 метров) и из атласной шелковой ткани с разными апликационными узорами (13 метров). Они являются основными элементами убранства казахской юрты, в данном случае – богатой юрты султанов.

2.jpg

Эти настенные фризы уникальны тем, что, во-первых, их аналогов нет в Казахстане, они находятся только в фонде Анри Мозера. Во-вторых, на них впервые указаны почетные места политической элиты (ханов, султанов, биев, баев), тем самым представлена политическая иерархия казахского общества. Особенно отмечу, что ханское место обозначено золотым и серебряным шитьем.

При изучении маршрута путешествий Анри Мозера в Иран и Туркестан я обратила внимание на интересные сведения о библиотеке мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави. Как известно, в тех храмах, где имеются захоронения великих правителей, находятся и библиотеки. К тому же в 1977 году в Туркестане были найдены актовые и хозяйственные документы XIX века, имеющие отношение к вакфам мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави. В своем описании Анри Мозер назвал мавзолей «одним из самых больших и великолепных зданий Средней Азии, он построен в XIV веке эмиром Тимуром, покрыт изразцами бирюзового цвета мозаики и прочими драгоценностями».

– Что предшествовало созданию Казахского ханства, 550-летие которого отмечалось в 2015 году? Удалось ли историкам установить новые факты о жизни и деятельности основателей казахского государства Жанибека и Керея?

– 870-й год хиджры, когда оформилась казахская государственность, приходится на 24 августа 1465 года – 12 августа 1466 года нашей эры. Конечно, эта дата является условной, так как предпосылки образования Казахского государства зрели задолго до этого. Казахские степи, включенные в результате монгольского нашествия в начале XIII века в состав Золотой Орды, вошли в улус старшего сына Джучи Орда-Ичена и получили название Ак Орда, население которого было тюркским.

Керей хан и Жанибек хан.jpeg

Новые исследования письменных источников из Британской библиотеки сохранили сведения о происхождении династии казахских ханов, родственных отношениях между ними. Образование Казахского ханства не было связано только с откочевкой Керея и Жанибека, а обусловлено всем хозяйственным, социальным, политическим развитием и особенностями этнической истории казахов. Откочевка – лишь отражение одного из важных этапов этих процессов. Именно в ходе исторических событий второй половины XIV – начала XV веков установилось современное название казахской народности.

Важно отметить, что в письменных источниках встречаются такие понятия, как «мамлакат-и казах», «доулат-и казах», «улус-и казах», что означает «государство (страна) казахов». Из этих материалов можно почерпнуть сведения о положении ханской власти и ее взаимоотношениях со знатью. Сила и прочность ханской власти зависели от того, насколько она отвечала интересам кочевой знати. Поэтому ханы для решения вопросов, затрагивавших все государство, вынуждены были опираться на совет, состоявший как из Чингисидов (султаны, огланы), так и из представителей родов (бии, тарханы, бахадуры, старейшины), городской знати, духовенства.

письмо Абылай ханаК интервью с М.Абусеитовой - Письмо Абылай хана Цинскому императору Цяньлуну, отправленное через Тарбагатайского губернатора, с просьбой выслать лекарства. 1774 г. Текст на ойратском языке..jpg

– На одной из пресс-конференций в Астане вы сообщили, что наши ученые привезли из Китая копии переписки Абылай хана и китайского императора Цяньлуня. Какие ценные сведения они содержат?

– Одним из богатейших и уникальных собраний мира, где хранятся свыше 10 млн редких документов, является фонд Первого исторического архива Китая. По итогам поездки археографической экспедиции в КНР в Казахстан были доставлены архивные документы Цинской империи из 283 томов, имеющие отношение к нашей истории. Они охватывают период с конца 1730-го до середины 1911 года и раскрывают историю казахско-китайских политических, внешнеполитических и экономических отношений.

Получены уникальные сведения о переписке Абылай хана, султана Болат хана, Уали султана и других с главами соседних государств. Есть данные о дипломатических отношениях Абылай хана с Цинским императором Цяньлунем, в их переписке сообщаются подробности об обмене послами, назначении должностных лиц как в Казахском ханстве, так и в Цинской империи. Они показывают, что в то время казахское скотоводческое хозяйство процветало, а открытие внешнеторгового рынка было вынужденным шагом. С другой стороны, межгосударственные торговые отношения с Китаем дали возможность казахам приобрести китайские шелка и другие изделия.

Также обнаружены документы о казахско-китайских, казахско-российских, казахско-киргизских, казахско-кокандских, казахско-ойратских дипломатических отношениях, послах казахских ханов, быте, традициях наших предков, сведения о численности казахского населения.

Авторство ряда официальных писем принадлежит Абылай хану, они интересны по содержанию, а их тон очень доверителен. Например, в одном из посланий он просит прислать ему лекарства от простуды и головной боли, в другом шлет поздравления некоему китайскому сановнику в связи с получением им нового чина. Здесь важно отметить: несмотря на расстояния и отсутствие привычных для нашего времени коммуникаций, у Казахского ханства и Китая были очень тесные взаимоотношения. Мы выражаем благодарность китайским архивистам, сумевшим сохранить уникальные документы, связанные с историей казахского народа.

– Какую работу проводит руководимая вами кафедра ЮНЕСКО «Наука и духовность», поддерживаете ли связи с этой авторитетной международной организацией?

– Создание кафедры ЮНЕСКО при Институте востоковедения им. Р. Сулейменова дало возможность решить одну из важнейших задач проекта – распространение духовного образования через науку. Немаловажным представляется и обратное – привнесение научных знаний в исследование и понимание духовной сферы. Ведь главная цель кафедры – формирование духовно развитого человека, менее склонного к конфликтам. А это может стать основой для снижения социальной напряженности в обществе и воспитания в людях культуры терпимости и добрососедства.

В 2006 году в штаб-квартире ЮНЕСКО было подписано соглашение о создании международной сети кафедр по межкультурному диалогу для межрелигиозного понимания – UNITWIN/UNESCO Network, в которую вошла и наша кафедра. Сейчас в данную сеть входит 30 кафедр, разбросанных по всему миру. Свою задачу мы видим в проведении новых исследований, создании учебных программ, основанных на новейших разработках и отвечающих потребностям сегодняшнего дня, в проведении тренингов и семинаров по повышению квалификации преподавателей вузов Казахстана и стран Центральной Азии.

Для реализации международных научных проектов по вопросам межкультурного и межрелигиозного диалога мы наладили сотрудничество с ведущими научно-исследовательскими центрами Востока и Запада. Сейчас кафедра ЮНЕСКО реализует различные проекты в рамках общей программы «Духовные и образовательные принципы межкультурного и межрелигиозного диалога», включающие научные исследования, конференции, семинары, экспертные обсуждения, лекции. Проводится большая работа по изучению истории отдельных регионов, сохранению и восстановлению памятников истории и культуры, включению их в список раритетов, охраняемых государством.

Все это позволит не только сохранить уникальное наследие предков, но и поспособствует развитию культурного и экологического туризма в нашей стране.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале