просмотров 654

Ботай: эволюционная революция

Опубликовано: 20 Октября 2017 Автор: Елена КРЫЛОВА | Петропавловск
Ботай: эволюционная революция
©ЭК/Елена КРЫЛОВА

Включение в Карту сакральных мест Казахстана археологического памятника Ботай вызвало новый всплеск интереса к нему. Многим хочется побольше узнать о древнем поселении на территории Северо-Казахстанской области, где когда-то произошел коренной поворот в истории человечества.

Это неолитическое поселение, расположенное на берегу реки Иман-Бурлук в Айыртауском районе СКО, в 1980 году открыл известный североказахстанский археолог Виктор Зайберт. Позже было найдено еще несколько похожих поселений, удаленных друг от друга на 100–150 км, что позволило говорить о ботайской культуре. Археологами на этой территории найдено свыше 300 тысяч различных артефактов. Но самое главное: здесь обнаружены наиболее ранние свидетельства одомашнивания лошади – черепки глиняных сосудов со следами кобыльего молока. Совершенно очевидно: если кобылицу доят, значит, она уже не дикая. Гипотеза получила подтверждение в ходе изучения лошадиных костей и зубов, когда стало ясно, что животные носили удила. Дальнейшие исследования показали, что коневодство было ядром хозяйственной деятельности ботайцев. Ученые с мировым именем назвали это настоящей сенсацией. Ботайские находки датированы четвертым тысячелетием до нашей эры.

– Это событие можно считать настоящим взрывом в истории цивилизации, равными которому в последующем были только изобретение паровой машины, освоение космоса и создание Интернета, – говорит Виктор Зайберт.

Ботай стал центром притяжения ученых со всего мира: из России, Германии, Великобритании, Канады, США. Знаменитый генетик из Дании Эске Виллерсон сравнил Ботай с золотым рудником, работа на котором даст ключ к разгадке многих тайн человечества.

Установлено, что средний возраст ботайских лошадей составлял 40–50 месяцев, они были невысокими, с массивными конечностями. Археологи считают, что тогда было одомашнено около 10% лошадей, но и вольные табуны находились под контролем человека. Так зарождалась технология коневодства в степях, сохранившаяся до настоящего времени.

Ботайцы строили теплые жилища, в которых жили зимой. Для этого сначала делалось углубление в земле, возводились невысокие стены, а затем из длинных жердей методом плетения корзины создавалось шатровое перекрытие. Его обмазывали глиной, обкладывали земляными пластами. Судя по количеству характерных впадин, всего на территории поселения было построено 250 жилищ площадью  70-80 квадратных метров. Зачастую они располагались группами, соединяясь между собой крытыми коридорами.

На территории поселения обнаружены орудия труда и предметы быта из кости, камня, керамики. У жителей поселения даже были ткацкие станки, в которые заправлялись нити из конопли и крапивы. Археологами найдены бусины из прочного камня с такими узкими отверстиями, что через них может пройти не всякая швейная игла. Каким образом их удавалось сделать – пока не понятно. Ботай хранит еще множество тайн, и работы на объекте, включенном в список сакральных мест Казахстана, продолжаются.

– Бытовавшее ранее среди историков мнение, что до эпохи бронзы эта земля была только транспортным коридором, через который народы проходили, но никогда не селились здесь надолго, полностью опровергнуто, – заявляет Зайберт. – Здесь, на Ботае, начинается динамичная история, культурогенез – глобальная адаптация человеческих коллективов к окружающей среде. Именно ботайцами сформирован тот тип деятельности, при котором люди могут выживать в степи, именно здесь формировалась степная цивилизация, подарившая древнему человечеству великие открытия.
Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале