просмотров 6352

Его первые 40 дней

Опубликовано: 27 Октября 2017 Автор: Эрик АУБАКИРОВ | Алматы
Его первые 40 дней

Англичанка Хэзэр Хамфриз, которая несколько лет живет в Казахстане, говорит, что вначале некоторые обычаи нашего народа ее шокировали. Например, традиция не показывать ребенка до 40 дней. Дело в том, что такого обычая у европейцев нет.

Еще до принятия ислама у номадов существовало поверье о том, что в первые 40 дней жизни ребенку угрожают всяческие опасности. Поэтому малыша надо было ограждать от злых духов, которые могут его подменить. Так как вся нечисть боится света, то у люльки ребенка по ночам должен был гореть светильник. В этот нежный период за малышом ухаживают исключительно родные женщины. Чужих людей стараются не подпускать, чтобы кто-то случайно не сглазил ребенка.

Цифра 41 у казахского народа считается сакральной. В связи с этим существует официальный обряд қырқынан шығару. Этот день можно считать подлинным днем рождения ребенка, так как только после 40 дней ребенок полностью приспосабливается к внеутробной, самостоятельной жизни.

До 40 дней малыша купают каждый день. Сначала – в соленой воде, чтобы ребенок был выносливым. Затем его моют мылом, которое убивает бактерии. А в конце малыша омывают водой, в которую добавляют отвары череды или ромашки. На дно ванночки кладут серебряные изделия, которые у казахов считаются символом чистоты, к нему не приближаются злые духи.

До 40 дней ребенка одевали в ит көйлек – специальную рубашку. По прошествии этого срока древние казахи заворачивали в нее сладости, а потом привязывали рубашку на шею собаке, а дети бегали за псом, чтобы достать сладости. Сегодня этот обычай забыт. Ит көйлек теперь отдают женщинам, которые не могут иметь детей или потеряли ребенка.

Кстати, особенностью обряда қырқынан шығару является срок его исполнения: для мальчиков – на один день раньше, чтобы был сильный и смелый, а для девочек на одни сутки позже, чтобы была прилежная, спокойная и послушная. Согласно древнему обычаю, бабушка привозит сундук с приданым для ребенка. В нем находится одежда для малыша, одеяльца и другие необходимые вещи. Обряд проходит очень весело. На празднование собираются только женщины – уважаемые родственницы и соседки. Во второй половине вечера бабушка вносит две большие миски – одну с монетами, а другую – с водой. Передавая их по кругу, каждая гостья высказывает пожелание будущему ребенку. При этом она зачерпывает из миски и льет воду в миску с монетами. Всего должно получиться 41 ложка воды. Позже этой водой омоют ребенка, чтобы все высказанные пожелания воплотились в жизнь. Гостьи постараются, чтобы вода попала на все участки тела малыша, так как считается, что непромытые участки будут уязвимы для болезней. А потом монеты, ложки и чашка раздариваются всем присутствующим, чтобы и у них состоялся праздник по случаю рождения малыша.

Позже, когда гости разойдутся, бабушка и мама выберут родственницу, которая побреет голову ребенка и подстрижет ему ногти. Женщину, которая это сделает, называют кіндік шеше – пуповинная мать. Она должна быть энергичной, благовоспитанной и честной, так как согласно магическим верованиям ее качества передаются и новорожденному малышу. Затем подстриженные волосы ребенка заворачивают в белый кусок ткани и как оберег вешают возле колыбельной. А ногти закапывают далеко, чтобы человеческая нога на них не наступала.

Удивительно, но после 40 дней ребенок действительно начинает быстро набирать вес, он становится здоровее. Конечно, можно считать данную традицию суеверием, но ведь это вековой опыт наших предков. И Хэзэр Хамфриз признает обычай қырқынан шығару хорошим и полезным. Во всяком случае своего будущего ребенка она не будет показывать посторонним в течение первых сорока дней.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале