просмотров 615

Как 25 лет назад власти пытались наладить в Актюбинске сборку этого пикапа и что из этого вышло

Опубликовано: 14 Августа 2018 Автор: Владислав КОЖУХАРЬ | Актобе
Как 25 лет назад власти пытались наладить в Актюбинске сборку этого пикапа и что из этого вышло

Если в России автосимволами 90-х являются 600-й «Мерс» или джип с тонированными стеклами, то в Актобе на это звание может претендовать мини-грузовик «Десото».

«Крайслер» грязи не боится

Встретить джип «Десото» на ходу сегодня трудно не только в Актобе, но и во всем мире. В 1992 году, когда на заводе «Актюбинсксельмаш» вздумали производить автомобили, выбор почему-то пал на не самую популярную модель американской компании «Крайслер». Производство «Десото» в США было свернуто еще в 1961 году. Американские фермеры, для которых и разрабатывался этот автомобиль, не хотели покупать эту модель, и все разработки, в том числе и торговая марка, были переданы турецкой компании «Аскам». В качестве альтернативы в Актюбинске подумывали об очень популярных в 90-е «Жигулях» или «Ауди», но в итоге была выбрана малоизвестная турецко-американская модель.

2.jpg

Главным достоинством «Десото» стал вместительный кузов. Это скорее мини-грузовик, чем внедорожник. В Австралии, Аргентине, Турции и Испании фермеры полюбили этот джип за устойчивость к высоким температурам. А вот испытание суровыми холодами это авто до своей актюбинской реинкарнации не проходило.

Одну-то сломали, а с остальными что делать?

В 1993 году «Актюбинсксельмаш» посетил глава государства. Работу цеха по сборке джипов он оценил высоко. Но вскоре выяснилось, что все это было показухой. Машины собирались в Турции, а на «Сельмаше» проходило лишь техобслуживание. Более того, единственный автомобиль, который к приезду президента разобрали, чтобы демонстративно собрать заново, так и остался горой запчастей. Сконструировать авто рабочие с «Сельмаша» так и не смогли.

Машины привозили в Актюбинск фурами или поездами. Транспортировка добавляла стоимости и без того недешевому авто. Стоило это чудо актюбинского автопрома фантастически дорого – около 30 тысяч «зеленых». В середине 90-х за эти деньги можно было купить десяток квартир в центре города.

3.jpg

Любопытно, что американское производство рухнуло именно из-за скачка инфляции. Даже для избалованного штатовского фермера заводить столь дорогое авто было накладно. У нас же запускать производство подобных машин, когда средняя зарплата составляла 30–50 долларов, казалось сродни безумию. Чуть позже джип «Десото» подешевел до 17 тысяч долларов, а зарплаты немного выросли. Но народным автомобилем «Десото» так и не стал.

Кто возьмет «Десото» пачку…

За два года в Актюбинск привезли 35 автомобилей. Хоть их дизайн и впечатлял, а веселый вишневый цвет кузова смотрелся эффектнее, чем болотно-зеленый хаки «уазиков», горожане брали их неохотно, авто закупали лишь крупные фирмы, и в 1995-м цех закрылся. Покупка «Десото» была той еще лотереей. Некоторые экземпляры капризничали и ломались уже через сотню километров, а другие без капитального ремонта колесили с десяток лет. Регулярно выезжали на дороги 18 машин из 34 (35-я пошла на запчасти). В 1997 году, по данным милиции, в городе было зарегистрировано только 10 этих джипов.

4.jpg

Актюбинец Торегали Молдакулов оказался среди счастливчиков – джип, который достался ему по наследству, был собран на совесть.

Меняю живого коня на железного

То, что один из автомобилей попал к частному лицу, просто невероятно. Впрочем, у прежнего хозяина особого выбора и не было. Ему нужен был автомобиль, способный перевозить по сельской местности тяжелые грузы, причем такой, чтобы не боялся мороза, грязи и бездорожья. В 90-е на актюбинском авторынке кроме «Десото» подобных авто не было. Даже сейчас некоторые сельчане мечтают о такой машине.

Как-то я остановился в селе, чтобы набрать воды, – вспоминает Торегали. – Хозяин дома, к которому я обратился с просьбой, долго рассматривал мою машину, а потом предложил обменять ее на двух лошадей. Я отказался. Лошадей везти в город было хлопотно, девать мне их некуда, да и без машины оставаться не хотелось. Тогда хозяин предложил трех лошадей и «уазик» в придачу.

После сборки доработать напильником

Собратьев этого «Десото» на актюбинских авторынках уже не встретить. Когда-то на интернет-портале OLX висело объявление о продаже такой машины почти за полтора миллиона тенге, причем авто было не на ходу. Довести «Десото» до ума у нас трудно. Нужные запчасти не продаются. Чтобы починить «железного коня», необходимо брать похожие детали и дорабатывать их. Например, обтачивать.

К счастью, у машины Торегали был небольшой пробег. Прежний хозяин пользовался ею редко и намотал 25 тысяч километров. Новый владелец тоже пользуется ею нечасто. Сейчас на спидометре «Десото» чуть более 75 тысяч километров пробега. Менять стекла, красить кузов не пришлось. Уцелели даже оригинальные наклейки, которыми авто украшали на заводе. Все-таки эту машину делали на совесть.

Стар, да удал

В качестве рабочей лошадки «старичок», за рулем которого ездит Торегали, может дать фору новеньким джипам. С бездорожьем он справляется лихо, бодро несется по ровной трассе и легко перевозит большие грузы. Например, полторы тонны песка-балласта для хозяйственных нужд «Десото» доставил без проблем. Справиться машина может и с грузом потяжелее, но Торегали бережет авто. Как и у любой машины, у «Десото» есть свои слабости. Мотор у него дизельный, и в сильный мороз он начинает барахлить, а при нынешних ценах на ГСМ «кушает» горючее совсем неэкономно, но Торегали менять своего «железного коня» не собирается:

Если бы я его поменял, то только на похожую, но новую машину. Раньше я любил подолгу чинить авто, что-то доделывать. С возрастом это стало труднее. Все чаще хочется машину, которая не требовала бы много возни.

Без музыки – тоска

Салон в этом автомобиле просто спартанский. В нем нет ничего лишнего. Никаких супермягких кресел и декоративных финтифлюшек. Даже для магнитолы место не предусматривалось. Машина делалась для работы, и надежность при ее разработке ценилась больше, чем комфорт. Торегали, чтобы в дороге не было скучно, соорудил для магнитолы самодельное крепление.

«Десото» часто останавливают гаишники. Но не из-за нарушений, а потому что стражам дорог хочется поближе рассмотреть это редкое авто. Полицейские помоложе даже не знают о существовании этой марки. Почти все американо-турецкие машины пропали с дорог где-то в середине нулевых.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале