18+
  • USD 386.5
  • EUR 429.5
  • RUB 5.84

Как одна супружеская пара решила заняться любовью на древнем захоронении и что из этого вышло

Опубликовано: 13 Августа 2019 Автор: Владислав КОЖУХАРЬ | Актобе
Как одна супружеская пара решила заняться любовью на древнем захоронении и что из этого вышло
©ЭК/Владислав КОЖУХАРЬ
просмотров 638

Некрополь Абат-Байтак стал самым популярным туристическим объектом Актюбинской области. После визита сюда фанатов Димаша Кудайбергенова к святыне стали стекаться не только паломники, но и любители экзотики.

Ночь на могиле вместо больницы

Погребально-культовый комплекс Абат-Байтак известен ученым с конца XIX века. В 1982 году мемориал был взят под охрану государства, а в 2004 году началась капитальная реставрация комплекса. Примерно с этого времени к Абат-Байтаку стали организовывать школьные экскурсии, а совсем недавно некрополь стал известен далеко за пределами Казахстана. Дело в том, что поклонники Димаша, приехавшие в Актобе из всех уголков мира, решили не ограничиваться экскурсией в школу, где учился их кумир, а познакомились с культурой и историей нашей страны.

2.jpg

В Актюбинской области немало ярких исторических объектов, но удобнее всего иностранных гостей отвезти именно на Абат-Байтак. Некрополь расположен рядом с трассой, и дорога к нему из областного центра занимает не больше двух-трех часов. Некрополь попал в Instagram путешественников, а легенды о целительной силе святого места стали привлекать сюда туристов со всего мира. Например, пару месяцев назад приехала супружеская пара из российского Калининграда. Супруги решили переночевать на святом месте, чтобы избавиться от семейных проблем. Любопытно, что паломники исповедуют православие.

По преданию, на Абат-Байтаке нужно провести ночь, а лучше –несколько. Местные жители часами готовы рассказывать о паломниках, которых такая ночевка избавила от неизлечимых недугов.

Затерянный в степи

Самый тяжелый этап путешествия к Абат-Байтаку – это съезд с трассы на проселочную дорогу. Туристам не раз приходилось вызволять из ямы экскурсионный автобус. Совсем скоро эта проблема решится: от трассы к некрополю будет проложена асфальтированная дорога. Кроме того, два года назад территорию Абат-Байтака огородили забором. Раньше сюда забредали коровы из ближайших сел. А вот строительство гостиницы, торговой точки или хотя бы столовой близ достопримечательности пока не предусмотрено. С этими функциями прекрасно справляется гостевой дом, а до Кобды от Абат-Байтака всего полчаса езды.

3.jpg

Тем не менее простому туристу добраться сюда непросто. Регулярных экскурсий к некрополю нет. Осенью прошлого года тур «Хобда – родина батыров», организованный актюбинским турагентством, срывался трижды. Так что доехать к святыне можно лишь на собственном автомобиле или на такси.

Законсервированная легенда

Сейчас решается вопрос с захоронением Кыз-Аулие. Конусовидный мавзолей из сырого кирпича сильно просел и может развалиться в любую минуту. Но реставрировать его обычным способом нельзя – Кыз-Аулие интересен именно своей полуразрушенностью.

Если верить легенде, несколько сотен лет назад под сводами могилы поселилась бедная семья. Муж с женой не стеснялись выполнять супружеские обязанности на святом месте, и такого богохульства святыня не стерпела. Купол ее провалился, а стены покосились.

4.jpg

Обычная реставрация погубит колоритную форму Кыз-Аулие, поэтому руководство Кобды ведет переговоры со столичными специалистами, способными законсервировать исторический памятник в теперешнем виде. А пока группа ученых из Института востоковедения изучает надписи на кулпытасах. Уже известно, что на надгробных камнях вырезаны суры из Корана. Надписи сделаны арабской вязью, но на казахском языке. Знающим арабскую письменность понять надписи труда не составит. Они очень похожи на современный казахский язык, если не считать орфографических ошибок и некоторых архаизмов. Еще одним любопытным открытием стала форма кулпытасов. На мужских захоронениях надгробные камни венчают шары, некоторые из которых даже вращаются, а на женских могилах кулпытас украшен узором, напоминающим корону.

Кладбище или история?

Совсем недавно большой проблемой для Абат-Байтака были стихийные захоронения. Мазары из современного силикатного кирпича не гармонировали с древней кладкой мавзолея, а в 2017 году мраморная могильная плита появилась рядом с одной из самых любимых туристами достопримечательностей мемориального комплекса – окаменевшим стволом дерева. Отполированный «пень» не представляет особого интереса ни для историков, ни для геологов, но паломники наделили камень магическими свойствами. Возле «пня» паломники читают молитвы, повязывают платки и оставляют монетки. Так место стало намоленным. Неудивительно, что кто-то из местных решил похоронить близкого человека именно тут, а любителям селфи возле современной могилы стало неуютно.

5.jpg Я не могу запретить людям хоронить тут родных, – говорит директор Хобдинского музея Конысбек Шакенов. – Закон об охране памятников на нашей стороне, но есть еще закон человеческий. Люди хоронили тут родных веками. Многие старики перед смертью завещали, чтобы их погребли рядом с могилами предков. Как можно им в этом отказать?

После долгих переговоров власти пришли к компромиссу. Хоронить на Абат-Байтаке теперь можно, но только на заранее согласованной территории – чуть дальше от мавзолея и древних кулпытасов.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале