просмотров 2010

Камни из кратера Жаманшин стоят до полумиллиона тенге. Их беззастенчиво разворовывают

Опубликовано: 28 Февраля 2019 Автор: Владислав КОЖУХАРЬ | Актюбинская область
©ЭК/Владислав КОЖУХАРЬ

Уникальный кратер Жаманшин, что в Иргизском районе Актюбинской области, около 30 лет разворовывают «черные» геологи. Чтобы сохранить уникальный объект для науки, депутаты парламента требуют придать ему статус геопарка.

Нью-Иргиз

Кратер мог бы стать туристической жемчужиной Казахстана. Трасса от Актобе до поселка Иргиз недавно была реконструирована, а администрации Тургайского заповедника не впервой встречать гостей из разных уголков мира. Сюда приезжают специалисты из Японии, Канады и Франции.

Кратер Жаманшин не имеет аналогов в мире. Его воронка представляет собой два кольца. Диаметр внутреннего – около семи километров. По одной из версий именно создавший его метеорит стал причиной смены климата Земли и вымирания динозавров. Один этот факт может привлечь в Актюбинскую область туристов со всего мира. Кроме того, взрыв, аналогичный по мощности десятку ядерных бомб, изменил геологическую структуру местности, подняв из недр на поверхность редкие минералы, что делает местность интересной для геологов и других ученых, а живописные виды дикой степи могут привлечь сюда поклонников активного отдыха.

Все уже украдено до нас

Однако доступность Жаманшина для автотранспорта сослужила кратеру плохую службу. Уникальные минералы иргизит и жаманшинит тут попросту разворовывались. Причем речь идет не о горсточке угольно-черных камушков, которые туристы увозят на память. Тектиты вывозили отсюда грузовиками! Спрос на них был всегда. После нескольких публикаций в московском эзотерическом журнале, где выдвигалась версия, будто метеорит на самом деле – это разбившийся НЛО, спрос на жаманшинит вырос даже за рубежом. Сейчас отыскать крупный образец этого минерала практически невозможно.

946_1538915576impaktity-min.jpg

В 2017 году пограничники в аэропорту Актобе изъяли небольшую коллекцию камней даже у первооткрывателя кратера доктора геолого-минералогических наук Павла Флоренского. Несмотря на преклонный возраст, Павел Васильевич приехал в Иргиз из Москвы и провел на кратере около недели. Однако добытые им образцы в Москву так и не попали. После изъятия тектитов доктор Флоренский не смог сдержать эмоций. Он плакал в зале ожидания аэропорта.

Сокровища под ногами

Камни, которые выставляют «черные» геологи на торги в Интернете, стоят от 30 тысяч до полумиллиона тенге. Особенно среди коллекционеров ценится полупрозрачное импактное стекло и тектиты с зеленым оттенком. Такие сейчас на Жаманшине найти очень сложно. Они перекочевали в рюкзаки «черных» археологов еще в конце 80-х. Гораздо чаще попадаются черные камушки, немного напоминающие обсидиан.

Для геологов минералы интересны еще и тем, что в других местах найти их можно лишь на глубине 500, а то и тысячу метров. На Жаманшине они в буквальном смысле лежат под ногами, а небольшой керн может явить миру настоящие сокровища.

Не исключено, что чуть глубже могут встретиться и алмазы. Они могли появиться из-за колоссального давления от взрыва метеорита, но доктор Флоренский считает, что для образования алмазов мощности небесного гостя немного не хватило, хотя единичные образцы там все-таки могут попадаться. Тем не менее на черном рынке жаманшинские алмазы, если таковые отыщутся, будут стоить в десятки раз дороже обычных – именно из-за своей уникальности.

Ценный для бюджета, бесценный для науки

Кратер находится на территории Тургайско-Иргизского резервата, но сотрудники заповедника не в силах справиться с хищениями ценных минералов. Положение может изменить присвоение Жаманшину статуса геопарка. Группа актюбинских депутатов мажилиса, членов фракции партии «Нур Отан», отправила депутатский запрос на имя премьер-министра Аскара Мамина.

жаманшин3.JPG «Это место должно стать исследовательской площадкой для молодых ученых, – говорится в обращении. – Было бы целесообразно построить природоохранную базу, открыть учебно-методический центр. Улучшение работы в данном направлении позволит открыть еще многие минералы и горные породы».

Запрос подписали Асылбек Смагулов, Нурлан Абдиров, Глеб Щегельский, Куралай Каракен и другие народные избранники.