В наше время фотография мало-помалу превращается в чисто женское искусство, но полтора века назад заниматься фотоделом могла позволить себе только дама поистине эпического склада характера.
С появлением цифровой фотографии и смартфонов со встроенными фотокамерами старинное искусство превратилось в массовое увлечение. С особым сладострастием ему предаются женщины. Кажущаяся простота процесса фотосъемки подвигает милых дам смотреть на этот мир, а главное – на самих себя, исключительно через видоискатель или экран мобильного телефона.

Женские фотографии с разницей в 150 лет отличаются не только качеством (тогда – черно-белые, теперь – цветные), но и содержанием.
Фотографическая карьера Лидии Полторацкой была недолгой, но яркой. В 1860-х она вместе с мужем и… фотокамерой уехала из Петербурга в казахские степи. Одна из первых женщин-фотолюбителей, Лидия Константиновна вошла в историю как автор уникального альбома «Виды и типы Западной Сибири» (1879 год), получившего высокое признание в научных кругах.
Будучи женой генерал-майора Владимира Полторацкого, она путешествовала по необжитым местам и сумела запечатлеть красоту природы и быт обитателей Алтая и Казахстана второй половины ХIХ века.

Жаль, что среди опубликованных снимков Лидии Полторацкой нет ни одного селфи! Зато известно, что родилась Лидия Константиновна в начале 1830-х годов в семье петербургского писателя, автора исторических романов К. П. Масальского. Девушка получила неплохое образование, знала немецкий, английский и французский языки.
Поразительно, что избалованную «столичную штучку» не отпугнули трудности фотосъемки того временим, да еще на природе, тем более в походных условиях.
Стеклянные пластинки больших размеров были не только тяжелыми, но еще и капризными, сохранить их в дороге было немыслимо тяжело. На месте съемок нужно было расставлять палатку, чтобы в полной темноте приготовить пластинку и зарядить кассету. Только после этого можно было приступить к съемке. Но если солнце скрывалось за облаком, то это резко меняло все условия, и приходилось ждать яркого света.

Знаменитый путешественник Николай Пржевальский, отправляясь из Зайсана в свое путешествие в 1876 году (в этом же году путешествовала и Лидия Полторацкая), отказался брать с собой фотографические принадлежности из-за их непомерного веса, а вот Лидия Полторацкая взяла! И не пожалела, хотя и столкнулась с немалыми трудностями. Так, к примеру, фотографируя вид на озеро Маркаколь, она «перепортила стекол много, а толку не вышло никакого», так как «надо было снимать на три стекла, пока же ставили палатку и прочее, поднялся ветер с мелким снегом и мгновенно вся прелестная картина потускнела…»

Поездка 1876 года, по признанию самой Полторацкой, оказалась не очень удачной для фотографии, но как мило пошутила она в этой связи:
И еще один характерный штрих к чудесному облику женщины-фотографа. Лидия Константиновна была ведь еще и любящая мать, и она брала в путешествия своих детей. И хотя боялась, переживала за них, но вполне сознавала, что сыновей генерала нужно воспитывать именно в походах. Однажды они с сыном ползли по горной осыпи «на коленях и локтях», «от тревоги не чувствовала боли… главное, как мой Костя». И едва выбравшись на твердую почву, она подумала: «Если бы несколько минут назад там, на осыпи, меня приговорили расстрелять за то, что я потащила ребенка на такую опасность, я бы не пикнула…»