просмотров 654

Кто к нам с лучом придет

Опубликовано: 19 Июля 2018 Автор: Владислав КОЖУХАРЬ | Актобе
Кто к нам с лучом придет
©ЭК/Владислав КОЖУХАРЬ

Многие актюбинские автолюбители очень удивлялись, заприметив на трассе веломобиль с солнечной батареей на крыше. А вот пассажиры этой диковинки до сих пор не перестают удивляться казахстанскому гостеприимству.

Сейчас на трассе Западная Европа – Западный Китай проходит велопробег Sun Trip («Солнечное путешествие»). Конечный пункт назначения – китайский город Гуанчжоу. Цель велопробега – показать, что будущее – за альтернативными источниками энергии.

В «Солнечное путешествие» может отправиться любой желающий. Главное, чтобы его веломобиль использовал энергию солнца. Французские путешественники Бернар и Ян Кукиль собирали свой веломобиль около пяти лет. У отца и сына ушло два года на разработку чертежей и концепции, и еще два – на сборку. Солнечные батареи им предоставила компания, пропагандирующая альтернативные виды транспорта.

Красивые девушки и страшные дороги

На идеально ровной дороге и при безоблачном небе веломобиль с солнечными батареями может развивать скорость до 40 км/ч, но средняя его скорость на наших дорогах – 15–20 км/ч. Солнечная энергия накапливается в аккумуляторе, так что даже в пасмурную погоду или ночью можно проехать еще 50–100 километров. Однако по правилам соревнований передвигаться ночью запрещено в целях безопасности. Каждый веломобиль снабжен навигатором, и вся информация об участниках пробега передается в Интернет.

2.jpg

Всего в Sun Trip участвуют 36 веломобилей. Самой пожилой участнице 76 лет. Маршрут путешественники могут выбирать любой. Главное – добраться до Гуанчжоу. Ночевать тоже можно где угодно, но чаще всего странники коротают ночь в палатке посреди степи.

У вас в Казахстане просто потрясающие пейзажи и необыкновенно красивые девушки! – восхищается Бернар. – И, кстати, неплохие дороги. Вот в России дороги страшные.

Когда твой друг в беде

Остановиться в Актобе путешественникам из Франции пришлось из-за поломки. Российскую трассу Саратов – Уральск веломобиль преодолел едва-едва: сломались спицы в колесе и расшаталась цепь. С грехом пополам получилось доехать до Казахстана.

3.JPG

К счастью, о неприятностях путешественников узнал житель Астаны Исатай Бирманов. Когда-то он работал вместе с Бернаром на нефтяном месторождении. Чтобы помочь другу, Исатай приехал из Астаны и помог найти в Актобе место для ночлега и запчасти к веломобилю.

Путешественники не владели ни русским, ни казахским языками. В путешествии им вполне хватало нескольких фраз на английском, в крайних случаях выручал Google-переводчик.

Я выучил пока три слова: «привет», «спасибо» и «рахмет». Хотел выучить побольше перед путешествием, но времени не хватило, – посетовал Ян.

К счастью, на турбазе, где путешественники занимались ремонтом своего агрегата, отдыхала Шолпан Даньярова. Девушка работает переводчиком с французского в крупной компании и охотно согласилась помочь корреспонденту «ЭК». Благодаря Шолпан мы смогли побеседовать с гостями.

Тут вам не Европа

Больше всего путешественников из Франции поразило казахстанское гостеприимство. Во многих селах, где приходилось останавливаться, и даже в придорожных кафешках гостей угощали бесплатно.

Как-то был случай, когда в сильную жару рядом с нашим веломобилем остановилась машина, – вспоминает Ян. – Водитель молча протянул нам несколько бутылок с холодным чаем. Мы даже не сразу поняли, что это подарок. Во Франции такое невозможно. 4.JPG

На рынке, где путешественники покупали запчасти для веломобиля, с них не взяли ни копейки. Едва услышав, какой путь им пришлось преодолеть и какие цели у этого путешествия, продавцы ответили:

– Для таких людей наш товар бесплатен!

Организаторы путешествия хотели показать, что при использовании альтернативных источников энергии посмотреть мир выходит совсем недорого. Например, траты в 30–40 евро за день путешественники считают расточительством. Ведь ночуют в гостинице они редко, а питаются очень скромно. Экзотической кулинарии французы стараются избегать, а традиционные для казахстанцев блюда для них тяжеловаты. Ян вспомнил, что в одном из сел их угостили необычным напитком со странным вкусом. Осторожничая, странники только пригубили угощение и долго не могли понять, что же предложил им гостеприимный хозяин. Только в Актобе гости узнали, что их поили кумысом. Хотя времени, чтобы поближе познакомиться с нашей кухней, у путешественников достаточно. По оптимистичным прогнозам, в Казахстане они пробудут еще около трех недель.

Нет границ для солнца

Бернара и Яна, отправлявшихся в вояж из законопослушной Европы, друзья часто пугали «дикой Азией» и тем, что на наших дорогах полно бандитов. В реальности все вышло с точностью до наоборот.

Сложнее всего, по словам путешественников, оказалось… отказывать всем радушным хозяевам, приглашающим их в гости. В Казахстане не было села, жители которого не уговаривали бы путешественников задержаться на денек-другой или хотя бы остаться на ужин. Даже персонал придорожных кафе просил гостей посидеть еще хоть часик. Часто на трассе останавливались машины, водители которых предлагали помощь.

Из-за поломки и неумения отказывать хорошим людям Ян и Бернар отстали от лидеров гонки. Нынешний фаворит смог выкроить на общение с местными жителями лишь 20 минут. В Гуанчжоу он, может, и придет первым, но зато Ян и Бернар воплотили в жизнь девиз велопробега: «Для солнца нет никаких границ!».

* * *

В Уральске повышенный интерес к своей особе вызвал сотрудник французского Национального института солнечной энергии Лионель Серра, побывавший здесь проездом на невиданном доселе транспорте.

Он – один из четырех десятков французских инженеров, техников и популяризаторов новых технологий, принимающих участие в велопробеге The Sun Trip 2018.

10.jpg

По словам гостя, его веломобиль в качестве тягловой силы использует только солнечную энергию, которую получает от четырех панелей, установленных на крыше. Кстати, сам путешественник считается во Франции пионером в применении электрических батарей и солнечных панно, а велопробег как раз и предпринят в целях их испытания в полевых условиях. Пока они его не подводили.

Меня во всем поддерживают мои родные, – говорит Лионель. – Они знают, что в душе я немножко сумасшедший. Мне нравится путешествовать, уединяться, думать о жизни, наслаждаться ею. Ежедневно я по 8–10 часов провожу в седле, но устаю гораздо меньше, чем участники «Тур де Франс». Мне в этом помогают солнце и люди. Они у вас такие приветливые.