На реставрацию знаменитого собора в Алматы ушли миллиарды тенге, и все – не из госбюджета

Опубликовано: 29 Октября 2020 Автор: Ярослав РАЗУМОВ | Алматы
На реставрацию знаменитого собора в Алматы ушли миллиарды тенге, и все – не из госбюджета
2gis.kz
просмотров 812

В Вознесенском соборе Алматы, который всегда считался одним из символов южной столицы и Казахстана в целом, окончательно завершена реставрация. Таких масштабных работ храм не знал за всю свою более чем вековую историю.

Храм открылся для посещения еще в прошлом году, но не была закончена его внутренняя роспись. Теперь и в этой большой работе поставлена точка.

Несколько лет назад елбасы Нурсултан Назарбаев заявил, что пришла пора провести крупную реставрацию этой церкви, которую он в 1995 году торжественно передал православным верующим, возвратив то, что было 70 лет назад у них отнято, – сказал митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, открывая обновленный храм. – Три года шла кропотливая работа. По словам президента Касым-Жомарта Токаева, это второе рождение архитектурной доминанты южной столицы.

Обошлись реставрационные работы в солидную сумму – около 2,2 млрд тенге – и при этом из госбюджета не было потрачено ни тиына, хотя здание собора является памятником архитектуры республиканского значения и государственной собственностью. Все финансировал Фонд строительства митрополии за счет частных инвестиций и добровольных пожертвований. Имена жертвователей запечатлены на памятной табличке, закрепленной на здании собора, но узнать их нелегко: табличка находится так высоко на стене колокольни, что без специальной оптики ее не прочесть. Это, по мнению некоторых священников, говорит о скромности жертвователей.

Руководивший реставрацией ключарь собора отец Александр, удостоенный за эти труды ордена «Құрмет», подчеркнул, что, во-первых, в ходе работ, несмотря на всю их масштабность, была сохранена сейсмоустойчивость храма, которой он обязан своей известностью в мире. А во-вторых, в ходе ремонта старались воплотить в жизнь те идеи архитектора Андрея Зенкова и других создателей собора, которые они не успели реализовать из-за революции 1917 года.

Новая роспись храма соответствует первоначальным планам, – отметил отец Александр. – Построили собор, как известно, в 1907 году, но роспись не начинали – должно было пройти 10 лет для усадки столь большого деревянного здания. А после 1917 года уже было не до того. Знаменитый казахстанский художник Николай Хлудов успел подготовить эскизы для потолка, по ним и выполнена роспись современным художником Владимиром Куриловым.

Внутреннее убранство собора теперь выглядит так, словно выполнено из мрамора, хотя на самом деле все как было деревянным, так и осталось. Но первоначальный замысел Зенкова таким и был – сделать деревянный храм как бы в камне. Дело в том, что после печально знаменитого верненского землетрясения 1887 года с его большими разрушениями и жертвами в городе было запрещено каменное строительство, и Зенкову пришлось решать сложную задачу: построить из дерева, но чтобы выглядело масштабно. Выполнили ее в итоге через 100 лет нынешние реставраторы.

В Алматы представили документальный фильм «Храм на склонах Алатау»
читайте далее

Во время землетрясения 1911 года немного отклонилась на юг колокольня, но во время реставрации крен исправлять не стали – это тоже уже часть истории, заметил отец Александр. Зато впервые сняли для золочения кресты. Нашлись суеверные люди, которые расценили это как дурное знамение, но ничего дурного не случилось, все беспримерные по сложности и масштабу реставрационные работы прошли отлично.

Самым сложным был ремонт одной из колонн, – говорит отец Александр. – Мы обратились сначала к российским специалистам, но их предложение было слишком радикальным: поднять ее с помощью нескольких домкратов. Однако если бы сорвался хотя бы один из них, то последствия могли быть непредсказуемыми. В итоге использовали опыт германского архитектора, который приехал в Алматы и сам провел работы. Все конструктивные и архитектурные особенности собора остались неизменными.

Кое в чем пришлось искать новые решения. Например, цветные стекла витражей были изготовлены в советское время на заводе в Донецке, который теперь разрушен. На рынке такого стекла не нашлось, и реставраторы использовали разноцветную невыцветающую пленку, которую наклеили на прозрачное стекло. Окна теперь выглядят совершенно как старинные витражи. А для закрепления краски на напольной плитке использовали автомобильный лак. Но все действительно сделано так, что сохраняется ощущение, будто вступаешь в старинный храм.

В дар городу реставраторы облагородили и территорию Парка им. гвардейцев-панфиловцев, в котором расположен собор.

Митрополит Александр особо подчеркнул объединяющий характер проекта: работали на реставрации собора люди разных национальностей, гражданства и вероисповеданий. А ключник храма проиллюстрировал это такой историей: начинали золотить кресты храма россияне, так как в Казахстане не было специалистов, потом этому у них научились наши мастера, казахи, и завершали дело уже они.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале