просмотров 735

Ни одно крупное СМИ не составит конкуренцию простому прохожему

Опубликовано: 10 Сентября 2019 Автор: Владислав КОЖУХАРЬ | Актобе – Бишкек
Ни одно крупное СМИ не составит конкуренцию простому прохожему
pixabay.com

Официальные СМИ сейчас переживают не лучшие времена. Люди предпочитают узнавать новости из соцсетей. На региональном семинаре в Бишкеке представители СМИ из четырех стран Центральной Азии обсудили будущее журналистики и пришли к выводу, что хоронить бумажные газеты все-таки еще рано.

Свежая пресса, сэр!

Оказывается, в Нью-Йорке и Лондоне, где люди привыкли даже чайник на кухне включать через смартфон, газеты переживают пик популярности. Вековую привычку завтракать со свежим номером в руках соцсети не смогли истребить. Только теперь содержание газет совсем не то, что в The Times или The Sun полувековой давности. Теперь статьи там больше напоминают заметки в школьной стенгазете. О мировых новостях, вроде военных действий в Сирии или официального визита королевы Елизаветы в Сингапур, читатели предпочитают узнавать по телевизору или из Интернета. Поэтому новости в газетах стали локальными. Свои листки издают районы, улицы и даже многоквартирные дома. Пишут там сами жители – обо всем, что может представлять маломальский интерес: от того, что в доме № 64 на 156-й авеню плохо ходит в лифт, до «остросоциальной проблемы» вроде неудобного расписания автобусов на местной остановке.

2.jpg

Свои газеты выпускают и развлекательные заведения. Издания ночных клубов и концертных залов отчитываются, как прошел вчерашний вечер, и анонсируют новые мероприятия.

Есть ли будущее у бумажной прессы?
читайте далее

Более солидные газеты тоже сменили амплуа. Статьи в них пишут не журналисты, а узкие специалисты в той или иной области. Например, о проблеме прививок будет писать только профессор медицины, а о колебаниях валют – финансовый аналитик с Уолл-стрит. Популярные в Казахстане общественно-политические газеты, где пишется обо всем понемногу, на Западе почти полностью сошли на нет. Теперь каждое издание публикует материалы лишь на одну тему. То есть американский садовод не найдет в специализированной газете ни слова о политике Дональда Трампа насчет границы с Мексикой, даже если об этом будет гудеть весь мир. Зато новость об уникальном сорте томатов займет в издании первую полосу, даже если начнется Третья мировая.

Я не узнаю вас в гриме

Естественно, тиражи бумажных СМИ значительно упали, литературный слог статей, написанных людьми, с трудом выражающими мысли письменно, тоже хромает, зато никому из читателей не придет в голову назвать статью фейком или домыслом. Издания слишком дорожат своей репутацией, чтобы публиковать непроверенную информацию, теряя и без того немногочисленных читателей. Кроме авторитета издания, большое внимание придается авторитету авторов статей. Время псевдонимов ушло в прошлое. Теперь публикации снабжаются не только фотографиями и кратким резюме авторов, но и ссылками на их соцсети. Другими словами, читатель сам может определить, стоит ли верить финансовому аналитику, который советует вкладывать все средства в акции Apple, если в Instagram он хвастается дешевыми кроссовками с распродажи на Black Friday.

Миф о том, что журналист должен беспристрастно освещать события, давно доказал свою несостоятельность. Авторы, имеющие свою, пусть даже радикально отличающуюся от всем привычной, точку зрения на громкие новости, тоже востребованы. Только на создание имени в СМИ должно уйти много времени, чтобы читатель мог понять: едкий памфлет о сексуальных меньшинствах принадлежит перу действительно глубоко верующего человека или все же эпатажного провокатора?

На игле лайков

Тем не менее, несмотря на все старания бумажных изданий, блогеры наступают профессионалам на пятки.

Сейчас в мире три миллиарда человек имеют смартфон с доступом в Интернет. То есть в мире три миллиарда журналистов, – считает общественный деятель Асем Жапишева. – Снять сюжет, который покажут тысячи телеканалов, может даже ребенок, оказавшийся в нужное время в нужном месте. Ни одно, даже самое крупное издание не составит конкуренцию простому прохожему. 3.jpg
С блогера Асель Баяндаровой требуют 35 млн тенге
читайте далее

Более того, крупным изданиям тоже ничего не остается, как уходить в соцсети. Сайты сейчас люди посещают редко, большинство СМИ используют их не как новостной портал, а как архив всех материалов, которые когда-нибудь могут понадобиться. Но просто разместить новость в Facebook, ожидая общественного резонанса, недостаточно. Владельцы соцсетей давно поняли свою важность для СМИ и используют редакции как дойных коров.

Как-то раз мы решили продвигать свои новости на платной основе, –вспоминает редактор портала Кloop.kg Эльдияр Арыкбаев. – Facebook давно стал коммерческим, и, чтобы твой пост оказался в списке рекомендуемых или просто попал в ленту новостей, нужно платить. Сначала платить приходилось немного, но конкуренты все равно опережали. Приходилось доплачивать за то, чтобы новость появилась в лучшее время, когда ее видят большинство пользователей, и за то, чтобы она была первой в списке аналогичных. Число просмотров росло, но, чтобы хотя бы удержать его на прежнем уровне, приходилось платить все больше. Когда на продвижение только в Facebook у нас ушло 800 долларов, мы поняли, что проект придется сворачивать. В результате наши новости вообще потеряли просмотры. Facebook загонял их в самый конец ленты. Аудитории у нас стало даже меньше, чем было до начала продвижения.

Милый, давай сделаем монтаж

Единственное, что сейчас могут использовать СМИ в неравной борьбе с блогерами, – это создание более качественного контента. Не вызывает сомнения, что видео, снятое в Full-HD, люди посмотрят охотнее, чем нечто, отснятое на древний смартфон, да еще и дрожащими руками. Пара часов, потраченных на монтаж, тоже может увеличить число просмотров.

Хорошим подспорьем в борьбе профессионалов с блогерами стали новые форматы. Интернет-площадки для изготовления медиаконтента предлагают часть своих услуг бесплатно, а платные программы стоят относительно недорого.

Не секрет, что пользователи листают ленту преимущественно от скуки. В очереди, на работе или в общественном транспорте. Включать звук, а тем более доставать наушники не всегда удобно. Поэтому многие СМИ сейчас осваивают кэпшен-видео. Так называются ролики, где ключевые фразы отражены титрами. При определенных навыках изготовление кэпшен-видео занимает не больше получаса.

Нет пророков в своем отечестве

Первые шаги на постсоветском пространстве делают интерактивные статьи. В таких, кликнув значок на фотографии, можно получить дополнительную информацию, прослушать аудиофайл или посмотреть ролик. Это довольно дорогостоящий процесс, поэтому пока интерактивные статьи заказывают лишь рекламодатели.

В странах Центральной Азии всплеска популярности такого продукта в ближайшие годы ждать не стоит. Первая проблема – это, конечно, финансирование. Не каждая редакция может себе позволить необходимое оборудование и программы для таких игрушек. Но даже если владельцы СМИ расщедрятся, то радоваться придется недолго. В крупных городах России и даже за рубежом специалисты, которые могут делать подобное, получают несколько тысяч долларов в месяц. Талантливому журналисту остается лишь попрактиковаться год-два в региональном издании, а потом с хорошим портфолио отправиться в далекие края за нормальной зарплатой.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале