Столетиями в храме Эскулапа в Афинах в качестве священной реликвии хранился сарматский панцирь из конских копыт. Жрецы считали его чудом света.
Первые описания панцирей из копыт появились во время римско-сарматских войн в I веке нашей эры. У кочевников не хватало железа и бронзы для изготовления доспехов, и тогда они прибегли к этому материалу.
В храм Эскулапа трофейный панцирь попал в качестве жертвенного дара богу врачевания и стал местной достопримечательностью. В книге Генрика Сенкевича «Камо грядеши» Марк Виниций пребывает в тоске по любимой. И тогда Гай Петроний советует ему отправиться в путешествие, чтобы увидеть сарматскую диковинку.
Во II веке летописец Павсаний описал технологию изготовления лат из копыт.

Удивляться пришлось недолго. Уже к IV веку, как пишет римский историк Аммиан, сарматские полчища начали грабить Мезию и Паннонию (современная территория Болгарии и Македонии). Большая часть войска номадов-завоевателей была облачена в копытные панцири.
К слову, латами из обычных костей номады пользовались еще в бронзовом веке. Несколько лет тому назад такой артефакт нашли под Омском, ему более четырех тысяч лет. Также костяные доспехи до XIX века использовали народы севера – чукчи, эскимосы и саамы.
К слову, уже в наше время ученые отмечают удивительную прочность строения копыта лошади.