просмотров 646

Появление и развитие Усть-Каменогорска во многом было обязано судоходству на Иртыше

Опубликовано: 04 Февраля 2020 Автор: Андрей КРАТЕНКО | Усть-Каменогорск
Появление и развитие Усть-Каменогорска во многом было обязано судоходству на Иртыше

Появление и развитие Усть-Каменогорска во многом было обязано судоходству на Иртыше. Первыми здесь появились суда на парусной и весельной тяге.

В экспозиции Восточно-Казахстанского краеведческого музея можно увидеть макет судна, сконструированного горным инженером, изобретателем, организатором горно-заводского производства на Алтае Петром Фроловым. В 1804 году он побывал в Усть-Каменогорске, разрабатывал здесь карту Иртыша, совершенствовал конструкции судов для сплава руды. Именно по его чертежам в 1805 году было сооружено 11-саженное судно для перевозки руд из Бухтарминска до Усть-Каменогорска.

В Усть-Каменогорске возле пристани был построен дом для пристава, который отвечал за сплав, сохранность руды и дальнейшую транспортировку на подводах на Колывано-Воскресенские рудники.

рудовозное судно фото.jpg

Издатель журнала «Сибирский вестник», историк, исследователь Сибири Григорий Спасский писал в то время: «Усть-каменогорская крепость… обнесена валом. Вверх по Иртышу находится небольшой форштадт (пригород, предместье, посад), а несколько далее в мазанках и войлочных юртах живут ташкентцы, которые производят порядочный торг, выводят лошадей, верблюдов и рогатый скот. Подле юрт находится пристань, где сгружаются руды, доставленные по Иртышу из Бухтарминского края».

В 1826 году Усть-Каменогорск посетил немецкий ученый, педагог и путешественник на русской службе, основатель первой в России школы флористов-систематиков Карл фон Ледебур, который оставил описание города в своей книге «Путешествие по Алтайским горам и предгорьям Алтая». Побывав на пристани, он увидел там суда, которые возили руду, добытую в Зыряновском руднике. Дальше ее доставляли на телегах в Змеиногорск.

пароход Зыряновский рудник, 1899 год, Иртыш, краеведческий музей.jpg «Всего таких судов 14, – писал фон Ледебур, – каждое из них поднимает 2 000 пудов и даже больше, курсируют они между Бухтарминском и Усть-Каменогорском (приблизительно 150 верст по воде) и делают за год девять перегонов туда и обратно. Вниз по течению суда плывут от 14 до 21 часа, вверх их тащат буксиром 8–10 дней. Построены они в Шульбинске, где есть большой бор».

Подлинный прорыв в технике речного транспорта был связан с пароходами. Первым из них – пароход «Союз». Газета «Тобольские губернские вести» писала в связи с этим: «Пароход не останавливает ни ветер, ни течение воды. Ему нужен только фарватер».

На нижней пристани Усть-Каменогорска, 1930г.jpg

Свой след в истории развития судоходства на Иртыше оставил пароход «Зыряновский рудник», построенный в 1899 году. В 1900-м было создано «Верхне-Иртышское пароходство». Тогда же был приобретен пароход «Святой ключ», он работал в верховьях Иртыша вплоть до 1950-х годов, правда, уже под названием «Смычка».

Игровой мяч с Лиги Европы УЕФА теперь хранится в Семее
читайте далее

8 февраля 1918 года был подписан декрет о национализации флота, что и объясняет название плавучего дома отдыха «8 февраля», который курсировал по Иртышу в советское время.

После сооружения плотины Усть-Каменогорской ГЭС (1950 год) в областном центре появился речной вокзал. Вверх и вниз по Иртышу стали сновать пассажирские «ракеты» и «метеоры». Незабываемыми были водные прогулки на теплоходе «Балакирев».

К сожалению, в 1990-е годы налаженная система судоходства на Иртыше пришла в упадок. Порты и пристани, речные вокзалы и судоремонтно-судостроительные предприятия хоть и были приватизированы, но работать по назначению так и не сумели…

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале