просмотров 870

Сто лет назад мужчины изучали мир, читая о женщинах

Опубликовано: 07 Марта 2019 Автор: Ярослав РАЗУМОВ | Алматы
Сто лет назад мужчины изучали мир, читая о женщинах

В последние годы женская тема поднимается в информационном пространстве большей частью в разрезе гендерного равноправия. Что, конечно, совершенно справедливо, но, увы, немного однобоко. Исторически различные народы, узнавая друг друга через посредничество путешественников, едва ли не первым делом интересовались: а как там с женщинами? Каково их место в семье и обществе, как одеваются? Описывали и изучали и своих женщин-соотечественниц. Как только в обществе распространилась широкая грамотность, тут же появилась и литература о женщинах. Конечно, там господствовала точка зрения сильного пола, но – такая была эпоха!

В XX веке специфические черты в быту и социальной жизни женщин в разных странах мира сгладились, но в XIX веке универсализация еще только начиналась. Жили все по-разному. Немецкий путешественник Арманд фон Швейгер-Лерхенфельд решил сделать невозможное: рассказать о женщинах почти всего мира. На основе материалов собственных путешествий и данных других исследователей в 1881 году он выпустил большую книгу под названием Das Frauenleben der Erde («Женская жизнь земли»). Книга имела огромный успех, ее стали переводить на другие языки. Уже на следующий год вышло первое русское издание под названием «Женщина. Ея жизнь, нравы и общественное положение у всех народов земнаго шара». Популярность книги была так велика, что два года спустя ее переиздали. Сейчас в ультрафеминистских кругах такой подход – когда в основу этнографического исследования положен гендерный ракурс, пожалуй, вызвал бы возмущение. Но книга оказалась хорошей, ее интересно читать и почти полтора века спустя после издания.

2.JPG

Автор создал прямо-таки мировую энциклопедию женской жизни. Но больше всего внимания уделялось в ней теме брачных и альковных отношений. Европейцев особо интриговало многоженство на мусульманском Востоке. И Швейгер-Лерхенфельд уделил этой теме достаточно внимания. Он словно успокаивал современников: в реальной азиатской жизни полигамия мало распространена, так как обходится дорого, и сами мусульманские женщины ее не одобряют. А если жена по социальному происхождению выше мужа, то его юридически обязывали сохранять моногамию.

3.JPG

Китайским современницам немецкий автор сочувствовал: «Женщина в Китае уже при рождении испытывает свою горькую участь». Культ мужчины, отца в традиционной китайской семье делал желанным ребенком сына. От дочерей же, особенно если их было несколько, часто избавлялись: автор писал, что Китай «обладает огромным числом воспитательных домов для призрения покинутых девочек». О взрослых китаянках Швейгер-Лерхенфельд писал, что «мужья строго исключают их из внешнего мира». Может быть, из-за дефицита информации он оценивает характер китайских дам по китайским же поговоркам вроде «Можно слушать свою жену, но нельзя ей верить»… Сочувствовал автор и японкам: права в браке предоставляются только мужу, «для жены брак заключает лишь обязанности». При том что и в Китае, и в Японии существовал де факто институт «побочных жен», которым мужчины при наличии средств охотно пользовались.

4.JPG

Исследуя жизнь американок, автор прежде всего пишет о полигамии у мормонов, удивляясь, что женщины поддерживают ее. Америка уже тогда была очень пестра во всех отношениях, и одновременно в ней существовало настолько радикальное феминистское движение, что подобное и сегодня не сразу найдешь. Его активистки утверждали, что мужчина – это «только прототип животного», а женщина «по своим душевным качествам принадлежит к существам небесным». Американки тогда могли позволить себе подобные утверждения, так как в обществе существовал, как бы сейчас сказали, гендерный дисбаланс в пользу дам. В тогдашних газетах писали, что в стране «на брачном рынке есть спрос на женщину, а не на мужчину». Многие американские юноши вынуждены были сами стряпать и убирать комнаты. Если и удавалось жениться, то зачастую на белоручке и начинать день с похода на рынок с корзиной. Женщины же тем временем интеллектуально и духовно развивались – автор пишет о «большой отзывчивости американок в умственном отношении». Может, этот матриархат продолжался бы и до наших дней, но большие миграционные волны внесли свои коррективы.

5.JPG

Тем не менее не только в Америке женщины стремились строить отношения с мужчинами на основе как минимум равноправия. Очень популярный в последнее предреволюционное десятилетие в России журнал «Женщина» большое внимание уделял движению суфражисток, боровшемуся (в основном, правда, в Англии) за предоставление избирательных прав дамам и уравнение их в имущественных правах с мужчинами. С оговорками их можно назвать «бабушками» нынешних феминисток. Писал российский журнал об английских «социальных воительницах» вполне сочувственно. Когда в 1909 году они в Лондоне провели конгресс и большую демонстрацию, этому посвятили целую страницу. Но «Женщина» была объективна! Через некоторое время состоялся конгресс противников (и противниц!) суфражисток, и его тоже осветили в статье «Против женщин!».

6.JPG

Интересно, насколько жарко обсуждалась эта проблема. Английское общество раскололось, причем вовсе не по гендерному принципу. Журнал освещал баталии, гремевшие на конгрессе:

Требования суфражисток дики! – начинает член парламента Остин Чемберлен, посредственный сын выдающегося отца. – Я еще могу понять суфражизм женщин-неудачниц, которые желают потопить свое горе в бурном политическом водовороте…

– Сэр, не оскорбляйте женщин, – сурово остановил оратора какой-то мужчина из зала.

Потом следуют такие же стычки между женщинами.

В итоге, как известно, суфражистки-феминистки одержали историческую победу: женщины добились если не абсолютного, то значительного равенства с мужчинами в социальных и экономических правах. Не станем задаваться вопросом о цене этой победы, слишком это большая и сложная тема. Да и есть ли на него какой-то объективный ответ?

Скажем о другом: книги и журналы столетней давности, посвященные слабому полу, полны самой разнообразной информации по истории, демографии, культурологии, искусству, порой даже в вопросах вроде бы далеких от женской тематики. Воистину – без женщин жить нельзя на свете!

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале