Святой Котен Тауып Ата

Опубликовано: 18 Мая 2018 г. Автор: Гульсум КУНЕЛЕКОВА | г. Алматы
Святой Котен Тауып Ата
Мавзолей святого Котен Тауып Ата / Гульсум КУНЕЛЕКОВА
просмотров 3472

Недалеко от станции Лепсы в Талдыкорганской области находится могила святого Котен Тауып Ата. Круглый год сюда приезжают люди со всего Казахстана за исцелением и с молитвами о помощи в делах. Кем был этот ата, почему ему дали такое прозвище и действительно ли его дух помогает страждущим?

Котен Тауып Конырбайулы был самым младшим из трех братьев – выходцем из племени садыр рода найман Среднего жуза. Котен Тауып (подлинное имя Койлыбай) родился на берегу Сырдарьи в 1764 году. С 13 лет у него проявились уникальные способности лекаря. В свое время занимался врачеванием сарбазов знаменитого Абылай хана. Кроме того, он был искусным кузнецом.

портрет святого Котен Тауып ата.JPG

По одним сказаниям, он прожил всего 30 лет, по другим – дожил до 100. Котен Тауып был похоронен на берегу реки Лепсы на территории бывшего Бурлютобинского района области. С тех пор на этом месте возвышался небольшой мавзолей, возведенный благодарными потомками, а в 2012 году здесь был построен новый мавзолей на средства, собранные народом.

Котен Тауып считается одним из самых известных целителей и предсказателей из свиты казахского хана Абылая. Он нередко спасал как самого хана от опасностей, ожидающих в предстоящих сражениях и политической деятельности, так и его воинов от различных тяжелых болезней и даже излечивал смертельные раны, нанесенные отравленными стрелами врагов. Любопытно, что сам Абылай хан называл целителя Жаланаш Аулие. Дело в том, что он лечил солдат, предварительно раздетых и омытых водой до пояса. Так он мог ясно разглядеть все их раны. Говорят, стоило ему буквально провести по ним рукой, как они исцелялись. Кстати, таким же образом лекарь латал дырявые казаны на своей наковальне, которые ему приносили на починку люди.

надгробие на могиле ширакши святого.JPG

А молодые келинки называли его Орiстi Ата. «Орiстi» в переводе означает «скот, который пасется на большом лугу, в степи». В силу своего социального статуса они не могли называть его напрямую Койлыбай, поэтому придумали такой более подходящий синоним.

Среди простого народа наш герой прославился тем, что никому не отказывал в помощи и был действительно талантливым целителем и предсказателем.

Те, кто помог в строительстве нового мавзолея святому.JPG

По народной легенде, имя – Котен Тауып целитель приобрел после того, как помог новорожденному мальчику из бедной семьи, у которого не было анального отверстия. Лекарь провел хирургическую операцию, чем избавил мальчика от верной гибели.

И по сей день к изголовью святого приезжают люди с просьбами об исцелении, зачатии детей, замужестве. Так, по рассказам одной из знакомых женщин, 10 лет назад она приехала на его могилу с просьбой о ребенке. По традиции, чтобы исцелиться, нужно заночевать у изголовья Котен Тауып Ата прямо в его мазаре на полу, на котором расстелены ковры. В ту ночь ей приснился сам святой, который протянул ей старинное копье. Вскоре по возвращении домой она забеременела и родила мальчика, которому сейчас девять лет.

По словам ширакши, в советское время на могилу святого как-то также приехала женщина с просьбой о ребенке. Во сне святой пришел к ней и сказал, что даст ей сына, но с условием, что она назовет его таким же, как у него, именем – Котен Тауып. Действительно, у нее родился мальчик, и она исполнила просьбу аташки. Сын вырос и тоже стал целителем, известно, что он спас от эпидемии брюшного тифа многих местных жителей в тот период, когда эта болезнь косила всех подряд.

одни из хранителей могилы святого - местные степные волки.JPG

По словам хранителя мавзолея, сюда привозят на лечение и сумасшедших, и порой хватает двух дней, чтобы они исцелились. Так как святой в свое время лечил солдат Абылай хана, в наше время нередко на его могилу приезжают почитать Коран, а также зарезать жертвенного барана с просьбой о повышении по службе и военные.

Также, по рассказам, святой спускается ночью к заснувшим в его мазаре гостям и проводит операции. Поэтому раньше, в 90-е годы, во время ночевки у изголовья Котен Тауып Ата была традиция закутываться в белые простыни, как перед настоящей операцией. Однажды уже в наше время мужчина проснулся там с палкой в зубах – святой вставил ее ночью, чтобы больной не закричал от боли.

Отдельного внимания заслуживает кобыз святого. Говорят, он сделал его из дерева, из которого сочилось настоящее молоко. Игрой на кобызе он призывал к себе птиц и змей, поворачивал воду в реках вспять. Порой инструмент, оставленный хозяином, играл сам по себе.

ширакши Талгат Карибжанов2.JPG

Нашего хранителя мавзолея – ширакши, который работает здесь с 2013 года, зовут Талгат Рыспекулы Карибжанов. Его предки из поколения в поколения охраняют могилу святого, и все являются потомками единственной родной дочки Котен Тауып Ата. По словам Талгата-ага, перед смертью святой раздал шести сыновьям свои волшебные инструменты: кобыз, наковальню, топор и другие. Обиженная дочь спросила, почему же ей он ничего не оставил. И тогда отец сказал ей: «Все твои потомки будут охранять мою могилу, они всегда будут рядом со мной». Так и получилось. И эта традиция не прекращается уже несколько столетий. Где сейчас знаменитые инструменты Котен Тауып Ата неизвестно, потерялись все, кроме нар-кобыза, который хранится у наследников в Талдыкоргане, а вот самый дорогой дар действительно достался дочери святого – это служение памяти отца бесконечно.

три.jpg

60 лет ширакши на могиле святого был известный в округе Тилеуке-улы Байтик-Дамолда, живший в период с 1815 по 1908 годы. Имя Дамолда (переводится буквально как «Старший молда») – это значимый статус, который дается уже при жизни тем, кто не просто наизусть знает и понимает весь Коран на арабском, но также и все шесть книг с хадисами, и в целом обладает большими духовными, религиозными знаниями. Уже после смерти Дамолда-ширакши его родственникам снился сон, в котором святой Котен Тауып Ата просил передать всем тем, кто направляется к его мазару: «Прежде чем заезжать ко мне, посетите могилу моего ширакши – его служение мне достойно уважения».

прежнее надгробие на могиле святого, которое помог установить мимо проходящий караван.JPG

Ширакши Талгат-ага рассказал, как было сооружено старое надгробие из камня и дерева у могилы святого. Как-то уже в советское время во сне еще одному хранителю Далкеш-ата пришел святой Котен Тауып Ата и спросил, почему он не возводит ему памятник. Тот ему отвечает: «Что я один в этой голой степи могу сделать?». Тогда святой сказал ему: «Завтра сюда со стороны гор спустится караван, он тебе и поможет». Утром, прочитав намаз, Далкеш-ата действительно увидел вдали караван и по его приближении попросил у людей помощи – поставить памятник великому святому. На что услышал ответ: «У нас впереди дальняя дорога – едем в Туркестан. У нас нет времени помочь вам». Но проехав буквально 500 метров, караван вдруг остановился как вкопанный – какая-то неведомая сила не давала ему идти вперед. И тут один из старших людей в караване сказал: «Это святой нас не пускает. Надо помочь». Люди выбили в горах камень и принесли дерево для установки надгробия на могиле.

«Просто так ведь народ не будет приезжать сюда, – говорит ширакши Карибжанов. – Люди действительно получают здесь исцеление. И таких случаев много. Он открывает дорогу, помогает обрести жилье, родить детей, исполняет самые заветные желания».

ширакши Талгат Карибжанов.JPG