просмотров 1254

Умчи меня, олень, в свою страну оленью

Опубликовано: 20 Октября 2017 Автор: Илья МИЛЛЕР | Восточно-Казахстанская область
Умчи меня, олень, в свою страну оленью
expertise.kz

На территории Восточного Казахстана сохранилось немало сакральных памятников наскального искусства. Среди древних петроглифов очень часто встречаются изображения оленя, который был особо почитаем у кочевых племен Евразии.

В скифо-сакском обществе эпохи раннего железа образ благородного оленя был своего рода эмблемой, связанной с культом солнца и предков, тесно переплетаясь с другими элементами мировосприятия. Так, изображения оленей на скалах и изделиях из металла в лежащей или летящей позе некоторые исследователи объясняют как приготовление к жертвоприношению. Другие ученые полагают, что все это – не более чем художественная аллегория. Точно так же нет единого мнения и в отношении загадочных изображений оленей с клювовидной мордой.

«Возможно, их следует рассматривать как воспроизведение главных духов-помощников, покровителей шамана, способных принимать орнитоморфный облик во время полета в верхний мир», – пишет в своей работе «Петроглифы Тарбагатая» сотрудник Института археологии им. Маргулана Ердан Оралбай.

Любопытно, что наскальные рисунки помогают не только понять духовный мир древнего человека и его верования, но и реконструировать экономическую и социальную жизнь наших далеких предков. В частности, схожие изобразительные традиции говорят о связи племен, населявших территорию Восточного Казахстана, с племенами Семиречья, центрального и северного регионов страны, а также Алтая и Тувы.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале