просмотров 907

В наше время ордынское иго назвали бы режимом льготного налогообложения

Опубликовано: 19 Марта 2019 Автор: Александр КАМИНСКИЙ | Алматы
В наше время ордынское иго назвали бы режимом льготного налогообложения

В далеком 1269 году на берегу реки Талас было некуда ступить – всюду люди, кони, юрты. На курултай собралась вся степная аристократия. Вскоре ханы заявили о своей независимости, которая, впрочем, де-факто уже состоялась, от монгольского Ханбалыка. Так 750 лет назад заявил о себе Улуг улус Джучи, более известный в мировой истории как Золотая Орда.

В этом году пройдут торжества, посвященные 750-летию основания Золотой Орды. Главным образом на базе Казанского университета и Института истории им. Шигабутдина Марджани. Как уже сообщала наша газета, в Алматы в Центре сближения культур состоялся «круглый стол» на тему «Золотая Орда как исторический формат взаимодействия культур», на котором ученые-историки, писатели, переводчики, а также представители дипломатического корпуса обсудили различные аспекты становления и развития этого уникального евразийского государства.

Начиная с 1991 года мы стали раскрывать новые страницы нашей отечественной истории. Почему отечественной? Потому что мы являемся прямыми наследниками Золотой Орды и входящей в ее состав Ак Орды, – утверждает ведущий научный сотрудник Института истории государства Комитета науки Министерства образования и науки Талгат Амиров. – Конечно, на Золотую Орду и узбеки, и татары претендуют. И Россия, которая критиковала Орду долгое время, теперь говорит, что была составной частью этой империи. Но поскольку более половины Золотой Орды находилось на территории Великой казахской степи, мы имеем преимущественное право претендовать на это наследие. Конечно, мы были не одни. Тем не менее в Золотой Орде тюрки составляли порядка 70%, а в Ак Орде – 90%.

Империя Чингисхана с самого своего начала была не чисто монгольской, а мультикультурной и многонациональной. Золотая Орда унаследовала эту традиционную черту формирования государственности.

2.jpg В государственной структуре властного сословия монгольской империи существовал институт «зятьев», и этот обычай создавал компромисс между завоевателями и местной аристократией, – говорит старейший казахстанский китаевед, академик Казахстанской национальной академии естественных наук Клара Хафизова. – Самого Чингисхана можно рассматривать как такого зятя, так как он брал в жены дочерей побежденных правителей. Причем компромисс имел место в разных областях, в том числе и в идеологической. Зачем это было нужно? Для того чтобы и местная элита могла стоять у рычагов власти. Наиболее известными зятьями были Тимур и Улугбек. Во всем есть и позитив, и негатив. Надо изучать исторические процессы. Во Франции и Западной Европе прекрасно помнят эпоху Чингисхана и Бату хана, когда монголы собирались покорить Запад, дойти до Атлантики, – отмечает Генеральный консул Франции в Алматы Алексис Шахтахтинский. – Мы помним, как французский король Людовик IX велел во всех церквях молиться, дабы татаро-монголы нас не бросили в ад, поскольку, как мы знаем из мифологии, там протекала речка Тартар, а татары с ней ассоциировались. У страха глаза велики! Монгольская армия дошла до Кракова, где я несколько лет назад был Генеральным консулом, и сегодня там всякий день бьют тревогу. Трубач поднимается на главную башню города и подает сигнал, что идет татаро-монгольское войско. И каждый раз не доигрывает мелодию до конца, поскольку в него «вонзается» вражеская стрела. Мировое господство монголов не состоялось, Золотая Орда утвердилась в восточной половине континента, и надо изучать, как это было на самом деле. Иногда Орду представляют как тьму над Европой, но это было и время экономического расцвета, можно даже сказать, первой глобализацией. Между Европой и Китаем осуществлялся торговый и коммерческий обмен, была обеспечена полная безопасность. Ну а что касается монгольских законов… Так налоги платить никто не любит и по сей день.

Эх, налоги… Первоначально ясак составлял 10% «от всего». Тамгу среднеазиатские купцы платили ежегодно либо от размера капитала, либо с оборота. В первом случае ставка налога составляла примерно 0,4% от капитала, один динар из 240. В случае выплаты тамги с оборота размер налога в разных городах варьировался от 3 до 5%, пишет российский историк Алексей Волынец. Тогда это было ордынским игом, а сейчас бы назвали режимом льготного налогообложения. Дань первоначально собирали баскаки, в последующие времена – сам местный правитель. Гарнизонов в покоренных городах Золотая Орда не держала.

Пассионарное развитие этноса, согласно Гумилеву, продолжается полторы тысячи лет. Но полторы тысячи лет просуществовала разве что Византия! У монголов период их великого взлета был очень коротким, его считают двухсотлетним. Что горит ярко, то горит быстро, – подчеркивает поэтесса, переводчица и исследовательница творчества Льва Гумилева Татьяна Фроловская. – Гумилев считал, что монголо-татарского нашествия на Русь не было, а был военный союз. И кто в этом союзе не хотел соблюдать договор, тот и страдал. Те города, которые заключили договоры и выполняли их, не пострадали.

Продавая ярлыки на княжение (можно подумать, что «хлебные» должности сейчас не продаются!), ордынцы никогда не брали деньги с церквей и храмов. А ведь время на Руси было совсем неоднозначное, напоминает Татьяна Фроловская. Например, те же новгородцы, как члены Ганзейского союза, были совсем не прочь перекинуться в католичество. Получается, что Золотая Орда поддерживала религиозное единство будущей России.

Тут стоит привести оценку автора «Истории государства Российского» Николая Карамзина: «Монгольское иго при крайней бедственности для русского народа было суровой школой, в которой выковывались московская государственность и русское самодержавие. Школой, в которой русская нация осознавала себя как таковая и приобрела черты характера, облегчавшие ей последующую борьбу за существование».

Карамзин прямо указывал: «Москва же обязана своим величием ханам».

Золотая Орда была тесно интегрирована, поскольку беспрецедентное усиление между людьми касалось не только торговли, но и межкультурного и религиозного общения, – добавляет директор кластерного бюро ЮНЕСКО в Алматы Криста Пиккат. – Режим Золотой Орды имел глубокие последствия для политического, экономического и культурного развития Евразии. Сегодня, в эпоху глобализации, важно помнить и осознавать, что ни одна из культур никогда не существовала в изоляции. На протяжении всей истории человечества люди взаимодействовали между собой. Вот почему между нами, несмотря на все различия, так много общего.
Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале