просмотров 2933

В XXI веке Семей станет городом семи мостов

Опубликовано: 28 Декабря 2018 Автор: Илья МИЛЛЕР | Семей
В XXI веке Семей станет городом семи мостов
© Светлана АРТЮШИНА

По легенде название Семипалатинска произошло от развалин семи буддийских храмов на месте строительства будущей крепости. Спустя три столетия Семей может стать городом семи мостов.

В современном Семее насчитывается четыре переправы через реку Иртыш. В долгосрочной перспективе к ним могут прибавиться еще три. Об этом говорилось на общественных слушаниях, в рамках которых был презентован комплексный проект детальной планировки по актуализации генерального плана города.

Точные сроки строительства мостов пока не называются. Но уже сегодня в городе зарезервированы участки для строительства к ним подъездных путей и транспортных развязок. Другим масштабным проектом обещает стать строительство объездной автодороги для транзитного грузового транспорта.

Тем временем о перспективах строительства в Семипалатинске самого первого моста местная пресса писала еще 120 лет назад. Так, в газете «Семипалатинские областные ведомости» от 1898 года можно прочитать следующее: «Существует предположение соединить Семипалатинск и Заречную Слободку постоянным мостом, сооружение которого будет отнесено на остатки из земских средств. В настоящее время поручено одному из межевщиков сделать съемку площади между берегами Иртыша, где лежат острова Полковничий и Тихомировский, после окончания которой будет приступлено к нивелировке и выбору места для устройства моста... Сооружение упомянутого моста надо признать крайне необходимым».

Увы, чаяниям горожан суждено было сбыться лишь 40 лет спустя. Первая железнодорожная переправа, соединившая два берега Иртыша, была открыта только в 1929 году. Теперь у жителей города появился выбор: перебираться на другой берег поездом либо прибегнуть к услугам частной моторно-пароходной переправы. Судя по газетным публикациям, сервис у последней был еще тот.

«Вам нужно переправиться в Джана Семей? Извольте! Будьте любезны сделаться частичкой небольшого хвостика, человек в полтораста, и вы через час будете «крейсировать» через реку, – язвительно писала местная газета. – Мостки трещат под ногами желающих переправиться на другую сторону Иртыша. Пароход нагружается. Толстый, как тыква, «капитан» – он же хозяин – суетится, собирая гривенники. Хозяин нагружает свой «крейсер» до отказа. Он сам готов даже уместиться на трубе или на горбу у штурвального, а свое место уступить за лишний гривенник».

Наряду с пароходами и паромами через реку курсировали менее вместительные моторные лодки, которым от журналистов того времени тоже досталось на орехи: «С треском и грохотом дефилирует «Чайка», искажая воздух едким запахом сгоревшего автола. Мотор, по словам механика, в 200 лошадиных сил, а его рабочий стаж перевалил за 200 лет... Пассажиры с опаской поглядывают сначала на «новый мотор», а затем на только что отстроенную спасательную станцию».

На лодках получше и вовсе действовала... цветовая дифференциация. Но не штанов, как в галактике Кин-дза-дза, а талонов: «Здесь же ходит моторная лодка Турксиба. На ней возят без гривенников, а просто по разноцветным ярлычкам. Если, допустим, крупное начальство едет, то у него красный талон, у начальства, которое помельче, – синий, а «мелкая сошка» – зелененьким довольствуется».

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале