просмотров 1449

«А какие трусики она носит?». Почему здоровые казахстанцы игнорируют женщин-инвалидов

Опубликовано: 28 Октября 2019 Автор: Татьяна АЛАДЬИНА | Алматинская область
«А какие трусики она носит?». Почему здоровые казахстанцы игнорируют женщин-инвалидов
©ЭК/Андрей ХАЛИН

Председатель общественного объединения «Шырак» Ляззат Калтаева вместе с командой единомышленников несколько лет назад запустила не имеющий в Казахстане аналогов проект «Школа независимой жизни для женщин с инвалидностью».

– Наша школа рассчитана на 16 учеников в возрасте от 18 до 29 лет, и когда мы только начали работать, то едва набрали необходимое количество участников. Мы звонили друзьям и знакомым и уговаривали их приехать в наш лагерь, – вспоминает Ляззат Молдабековна. – Но уже на следующий сезон пришлось проводить отбор. Желающие присоединиться к проекту завалили нас заявками.

Чтобы попасть в школу, нужно убедить членов комиссии в том, что ты готов меняться сам и менять других, настроен на плодотворный труд. У нас существуют определенные правила, и нарушать их никому не позволяется. Школа независимой жизни – не санаторий, здесь люди приобретают множество полезных знаний, многие впервые начинают задумываться о том, что для целеустремленных людей нет ничего невозможного. Мы искренне гордимся достижениями выпускниц. Они выходят замуж, рожают детей, находят работу, приобретают друзей и рушат стереотипы, воздвигнутые равнодушными людьми, почему-то решившими, что мир принадлежит исключительно здоровым.

2.jpg

– Из школы независимой жизни никто не сбегал?

– Проявлений недовольства и капризов у нас ни разу не было. Наоборот, девушки со слезами уезжали из лагеря. Хотя порой им приходилось весьма непросто. В школе нельзя находиться с сопровождающим, все приходится делать самостоятельно, лишь в крайнем случае тебе поможет волонтер.

Казахстанка завоевала титул на международном конкурсе красоты
читайте далее

В 1960 году в Канаде разработали программу интеграции инвалидов в общество. После курса занятий выпускнику давали продукты, усаживали его в лодку и отправляли на необитаемый остров, чтобы он доказал, что усвоил все полученные знания. Конечно же, на произвол судьбы его не бросали, он находился под наблюдением, однако никто не выполнял за него работу. Прекрасная практика. Я вообще категорически против чрезмерной опеки инвалидов. Не надо считать нас беспомощными, мы в состоянии учиться и работать. Я не могу понять, почему детям, имеющим проблемы со здоровьем, но полностью сохраненный интеллект, уменьшают нагрузку и сокращают число уроков? Они умственно не уступают сверстникам, зачем же их сразу ставить на ступеньку ниже? Я в инвалидной коляске с раннего детства, но получила два высших образования, работаю, занимаюсь общественной деятельностью, вышла замуж, родила ребенка, продолжаю учиться, регулярно езжу на конференции. На занятиях в нашей школе не случайно преподают педагоги с ограниченными возможностями – мы собственным примером показываем, что не стоит зацикливаться на болезни.

– Расскажите о своей семье.

– Я готовлю, навожу порядок в квартире, стираю, глажу белье, занимаюсь воспитанием ребенка, плюс никто не отменял мою работу. И ссоры у нас случаются. Муж помогает мне лишь там, где мне самой не справиться. Мой супруг абсолютно здоровый мужчина. Скажу честно, в начале нашей совместной жизни меня обижали любопытствующие взгляды, которыми нас провожали прохожие, а сейчас не обращаю на это никакого внимания – всем интересна чужая личная жизнь.

Рождение дочери стало для меня бесценным подарком судьбы. Я долго не решалась, переживала по поводу того, что не справлюсь с обязанностями мамы. О, как же я ошибалась! Материнство окрылило меня. Я невероятно счастлива. Нередко слышала от женщин с особенностями в развитии, как врачи отговаривали их от родов, убеждали сделать аборт, но мне никто подобных советов не давал. И я хочу сказать девушкам, чтобы они даже не думали отказываться от счастья стать мамой.

3.jpg

– Как в школе независимой жизни для женщин с инвалидностью вдруг появились представители сильного пола?

– Элементарно. Так как мы выступаем за равные права для всех граждан, оставить без внимания просьбы парней о желании вступить в проект не смогли.

– Поделитесь планами и мечтами.

– Мы поставили перед собой множество целей, достичь которых нам одним не по плечу. Нужно вовлечь в процесс как можно больше участников с активной гражданской позицией. У людей с особенными потребностями масса проблем, порой они даже не знают, как правильно рассказать о себе. «Я – инвалидка! Я – дэцэпешница!» – заявляет на первом занятии хорошенькая девушка. «А я слепой!» – вторит ей парень, сидящий рядом. Зачем они принижают себя? «Я – пользователь коляски, я – человек с проблемами зрения!» – согласитесь, эти фразы звучат совсем иначе. На первом месте личность, человек и только потом – его отличия.

В Алматы обсудили проблемы инклюзии
читайте далее

Многому приходится учить и здоровых ребят. Далеко не все знают, что слабовидящих людей не стоит тащить за собой волоком или усаживать в кресло. Они могут споткнуться и упасть, поэтому лучше протяните им локоть для поддержки, доведите до нужного места, предложите присесть. Еще казахстанцы обожают говорить о присутствующем инвалиде в третьем лице, обращаясь к сопровождающему его здоровому человеку. Порой доходит до абсурда. Пришли с мужем в магазин нижнего белья, продавщицы окружили супруга и спрашивают: «Какие трусики она носит? Какой бюстгальтер ей удобнее носить? Есть ли предпочтения по ткани и фасону?». Ау, а меня тут нет, что ли?! Как видите, работы непочатый край, однако не может не радовать, что среди современной молодежи появляется все больше отзывчивых девушек и парней, не делящих людей на здоровых и больных. Казахстанское общество становится лучше, тут не поспоришь.

Нам хотелось бы, чтобы школы независимой жизни открывались во всех регионах республики. Наши специалисты готовы приехать в любой город и бескорыстно поделиться своим опытом, обучить наставников, рассказать им обо всех тонкостях программы.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале