Акимы Актобе и области проверили состояние местных дорог. Коммунальщики долго готовились к визиту высоких гостей, но скрыть реальное положение дел им не удалось.
Поездка сразу пошла не по плану. Автобус с журналистами простоял в ожидании акимов около полутора часов, а в это время в официальном аккаунте облакимата в Instagram появился пост о том, как эффективно дорожные рабочие борются с ямами. По случайному совпадению фотографии были сделаны именно в тех местах, которые должны были посетить чиновники. Тем не менее аким области Ондасын Уразалин ответил журналистам, что они ошибаются, говоря о показухе:
Однако простым рабочим, латающим ямы на мосту у улицы Акимжанова, по всей видимости, забыли сказать, что они работают тут давно.
С асфальтом тоже вышло недоразумение. Аким города Мавр Абдуллин сообщил, что для строительства дорог используются только казахстанские материалы, которые не только не уступают по качеству импортным аналогам, но даже превосходят по некоторым параметрам. Но у рабочих оказалось другое мнение. Профессионалу достаточно мельком глянуть на кусок асфальта, чтобы оценить его качество.
Кстати, турецкие подрядчики, с которыми сейчас ведутся переговоры о строительстве дорог в Актобе, казахстанский асфальт тоже не жалуют. Одним из их условий стала закупка битума за рубежом, у проверенных поставщиков. Дело в том, что в других странах к государственным тендерам более ответственное отношение. Компании, которые участвуют в тендере на строительство дорог, должны не только отчитаться о том, сколько километров трассы они проложили, но и о том, в каком состоянии эти дороги находятся на сегодняшний день. Неважно, когда закончился гарантийный срок на дорожное полотно. По нашим же правилам добросовестным считается подрядчик, работа которого продержалась всего три года.
В результате по требованию журналистов ранее запланированный маршрут значительно изменился. Споры, какую именно улицу нужно показать главе региона, не утихали, но чаще других назывались проспект Санкибай батыра и улица Некрасова. Именно на эти дороги от горожан поступает больше всего жалоб. Улица Некрасова вызывает раздражение еще и тем, что глубокие ямы там латали аккуратно уложенной брусчаткой, оставшейся в городе от предыдущего главы региона. На вопрос о допустимости такого креатива в ремонте дорог аким области даже немного обиделся.
Тряска на улице Некрасова изрядно утомила главу региона, и проспект Санкибай батыра стал последней точкой назначения.
Выяснилось, что и ямочный ремонт, и брусчатка в ямах, и стахановский труд ремонтных бригад – лишь попытка как можно быстрее решить проблему. Причем решить временно и максимально безболезненно для городского бюджета.
Сейчас власти города ведут переговоры с двумя турецкими компаниями. Планируется, что именно они будут заниматься ремонтом актюбинских улиц. Сотрудничество должно проходить по системе государственно-частного партнерства. У себя на родине обе компании имеют хорошие рекомендации и в этой сфере работают уже много лет. Другой вопрос, что иностранцы заинтересованы в сохранении своей репутации и заявили, что будут сами выбирать строительные материалы. Поэтому сумма в смете, которую составили с учетом казахстанских расценок, может значительно измениться.
Между тем на сегодняшний день не произведен тендер даже по ямочному ремонту. Чтобы наскоро залатать дыры на дорогах, потребуется 136 млн тенге. Из бюджета эти средства пока не выделены.
Власти обещают, что работы по капремонту начнутся, как только потеплеет и сойдет снег. Но даже если никто из чиновников не выполнит своих обещаний, ситуация со снегом рано или поздно решится сама по себе. Как минимум к маю сугробы исчезнут без следа. Жаль только, ямы на наших дорогах не могут исчезнуть сами по себе в один из летних деньков.