просмотров 845

Instagram для городских, телевидение для сельчан. Как казахстанцы получают информацию о выборах?

Опубликовано: 28 Декабря 2020 Автор: Татьяна БАШАРИНА, директор по проектам научно-исследовательской ассоциации «Институт демократии» | Нур-Султан
Instagram для городских, телевидение для сельчан. Как казахстанцы получают информацию о выборах?
yimg.com

В чатах в последнее время можно увидеть вот такие обращения и рассылки: «Уважаемые друзья! Благодаря доверию партии (не буду здесь называть конкретную партию, чтобы не быть уличенной в ее рекламе. – Прим. авт.) я вступил на стезю политической гонки за мандат депутата мажилиса. Вчера открыл свой специализированный предвыборный Instagram. Буду очень признателен, если подпишитесь на мою страницу и тем самым окажете большое доверие партии. В обществе назрела пора позитивных перемен, и я очень надеюсь, что мы совместными усилиями сделаем нашу страну процветающей! Народ наш этого заслуживает. Давайте объединим усилия, и тогда наши мечты станут реальностью». То внимание, которое в последнее время уделяют штабы партий и их кандидаты современным медиаресурсам, действительно оправданно.

3.jpg

По результатам социологического исследования, проведенного НИА «Институт демократии» в сентябре этого года, основными источниками новостей о событиях в Казахстане выступают телевидение (58,7%), мессенджеры (51,2%) и социальные сети (46,7%). Практически каждый третий (37,5%) респондент рассматривает в качестве поставщика информации Интернет. Каждый пятый участник опроса узнает о событиях в стране из разговоров (20,1%). Печатные СМИ (газеты, журналы) и радио замыкают перечень основных источников информации. Интересно, что мессенджеры и социальные сети заметно приблизились к традиционному лидеру рейтинга источников информации – телевидению. Этот тренд указывает на постепенную трансформацию информационного пространства.

Телевидение является предпочтительным каналом получения новостей чаще для жителей села, представителей старшего поколения, а также респондентов, имеющих профессионально-техническое, неоконченное среднее и среднее образование.

Мессенджеры чаще выступают источником новостей для городских жителей, а социальные сети – в равной степени для горожан и сельчан. Мессенджеры и социальные сети в большей степени использует молодежь в возрасте 18–29 лет и респонденты среднего поколения. Люди старшего возраста несколько реже используют современные коммуникационные возможности для получения новостей о событиях в Казахстане.

Популярность мессенджеров и социальных сетей неоспорима. Ежедневно 75,7% респондентов используют мессенджеры, 60,1% – социальные сети. Безусловным лидером среди социальных сетей является Instagram. 72,7% опрошенных заявили, что пользуются этой платформой. Как правило, это женщины (74,5%), горожане (73,3%), в возрасте от 18 до 29 лет (84,2%), имеющие высшее образование и научную степень (78,4% и 88,9%).

В Усть-Каменогорске представлен региональный штаб Центра непартийного наблюдения за выборамичитать подробнее

YouTube тоже является ресурсом мгновенного политического самопиара. К примеру, во время президентской гонки в России в 2018 году кандидат в президенты Павел Грудинин появился на YouTube-канале у популярного среди молодежи интервьюера Юрия Дудя. Политик заключил с ведущим шуточное пари, что сбреет усы, если по итогам выборов наберет менее 15% голосов. В итоге Грудинин набрал 11,77% голосов и выполнил условия спора, опубликовав видеоролик-подтверждение.

В России предпочли использовать популярность социальных сетей для повышения интереса молодежи к выборам. Так, в Астрахани на выборах президента прошел конкурс на самое оригинальное селфи на избирательном участке, в котором приняли участие 1,5 тысячи человек. Интернет-пользователи размещали свое фото в Instagram или «ВКонтакте» под хэштегом #golosovach30.

Современная предвыборная агитация смещает акценты с прагматической на эмоциональную составляющую – на своеобразное соревнование за коллективные эмоции. Казахстан, являясь частью глобального информационного пространства, не является исключением. В последующих предвыборных кампаниях избиратели будут ждать от партий больше ярких нестандартных решений по привлечению избирателей через онлайн-продвижение, сайты, социальные сети, блоги и форумы. Это говорит о том, что в дальнейшем цифровые технологии будут все больше влиять на избирательные процессы.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале