Как доехать из Алматы до Каскелена и остаться в живых?

Опубликовано: 19 Сентября 2018 Автор: Эрик АУБАКИРОВ | Алматы
Как доехать из Алматы до Каскелена и остаться в живых?
©ЭК/Эрик АУБАКИРОВ
просмотров 5331

Каждый день в час пик на перекрестке алматинских улиц Отеген батыра и Толе би можно наблюдать столпотворение. Люди голосуют на обочине и штурмуют подъезжающие маршрутки. Все хотят уехать домой в Каскелен, находящийся в 29 километрах от южной столицы.

Сколько жителей Каскелена работают в Алматы? Точно никто не знает, официальной статистики нет. Если считать, что в Каскелене насчитывается 65 тысяч жителей, то приблизительно 10–15 тысяч человек. И все они ежедневно по утрам едут из родного города в мегаполис, а вечером возвращаются обратно. А если добавить к ним детей, которых везут в школы Алматы, студентов, посетителей рынка «Алтын Орда» и людей, живущих в расположенных вдоль бишкекской трассы поселках, то получится еще более внушительная цифра – 50-60 тысяч человек.

Ежедневные поездки изматывают пассажиров, а некомфортные условия в общественном транспорте уже давно стали притчей во языцех. Корреспондент «ЭК» на собственной шкуре испытал все «прелести» поездки в Каскелен в час пик.

На пятачке между улицами Отеген батыра и Толе би стояло около сотни человек. Уезжали быстро – через каждые несколько минут подходили маршрутные такси. Но толпа не редела, ежеминутно пополняясь новыми желающими уехать. Главное тут – не зевать, чтобы первым забраться в салон и занять кресло. Водители набивают маршрутку до отказа, хотя по правилам возить стоящих пассажиров запрещено. Но кто соблюдает эти правила? Если им следовать, то в первую очередь пострадают торопящиеся домой пассажиры.

DSC04624.JPG По большому счету мы возим только сидящих пассажиров, – говорит кондуктор Жанболат. – Стоя люди едут в основном в часы пик. Во многом благодаря этому мы и совершаем утренние и вечерние рейсы, выполняем план. Если не будем везти всех желающих уехать, то они же и будут первыми жаловаться.

Вот люди и забивают маршрутку. В весьма приличном «Спринтере», в котором я ехал до Каскелена, было 20 сидячих мест, а пассажиров набралось 35–40. Обратно мне пришлось ехать в старенькой «Газели», ее даже оборудовали самодельными поручнями для стоящих людей.

Если не хочешь ехать в переполненной маршрутке, лови попутную машину, что многие и делают. Цены за проезд весьма демократичные, но почему-то разные. О карточке «Онай» можно сразу забыть – в маршрутках ее не принимают. Поездка в Каскелен на «Спринтере» обошлась мне в 170 тенге, обратно я возвращался на «Газели» за 130. Откуда такая градация? Неужели стоимость поездки зависит от года выпуска машины и страны-производителя?

3.JPG

В попутной легковушке берут от 200 до 300 тенге с носа. Промышляют таким бизнесом водители, едущие домой на своем личном транспорте, – зарабатывают на бензин и сигареты. Зато пассажирам удобно – сидишь, едешь быстро и главное – частник не будет останавливаться на каждом перекрестке.

По дороге из Алматы в Каскелен и обратно случаются пробки. Особенно долго приходится стоять перед рынком «Алтын Орда», где сейчас полным ходом идут строительные работы. По словам водителей, дорогу здесь не расширяют, она пойдет вторым надземным ярусом над рынком. Это сократит время пути на 10–15 минут. Сегодня же оно, по официальным данным, в среднем составляет 48 минут. Хотя с этим категорически не согласно большинство каскеленцев.

5.jpg 50 минут на дорогу – это в обычное время. В часы пик ехать приходится больше часа, а то и все полтора, – утверждает Наталья Попова.

В мегаполисе каскеленцы стараются не задерживаться допоздна. Маршрутки ходят до 21.00, максимум до 22.00. Позже можно уехать только на такси по договорной цене: если ловишь попутку на пятачке или трассе, придется выложить от 500 тенге до тысячи, вояж на городском такси обойдется в две-три тысячи тенге.

4.JPG

Многие каскеленцы не выдерживают ежедневных тягот дороги и приобретают собственные автомобили, выезжая на и без того забитые транспортом улицы Алматы. Но это не самый лучший выход, считает жительница Каскелена Гульжан Нуржанова:

Покупать машину я не хочу. У моего отца, который тоже трудится в мегаполисе, есть автомобиль, но с понедельника по пятницу он ездит на общественном транспорте, чтобы нервы сберечь. В будние дни поток транспорта на трассе просто невероятный. А то, что творится на рынке «Алтын Орда», не описать словами. Мало того, что вместо трех рядов машины едут в четыре, а маршрутки – по обочине, так некоторые водители еще и объезжают пробку со всех сторон. Это какой-то кошмар!

Еще стоит отметить криминальную опасность таких поездок. На пятачке и непосредственно в самих маршрутках действуют карманники. У той же Натальи Поповой за последние два года трижды резали сумки, похищая деньги и документы.

Каждый день тысячи людей едут в Каскелен на работу, учебу или по делам. Почему они должны стоять на проезжей части с протянутой рукой? Почему пассажиры вынуждены, толкаясь локтями, прорываться в маршрутное такси, а затем трястись в переполненном салоне? Почему никто не хочет позаботиться о том, чтобы поездки стали комфортными и безопасными для людей? Чтобы получить ответы на эти и другие вопросы, корреспондент «ЭК» попытался связаться с руководством Каскеленского автобусного парка, но на звонки никто не отвечал.

Водители маршруток в один голос говорят: когда запустят новую дорогу над рынком «Алтын Орда», все проблемы решатся. Но это весьма сомнительно. Быть может, сократится время в пути, но условия поездки изменятся едва ли.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале