просмотров 433

Казахстан из-за старения автопарка медленно превращается в Кубу

Опубликовано: 05 Сентября 2018 Автор: Алан ИСАЕВ | Астана
Казахстан из-за старения автопарка медленно превращается в Кубу
© Sputnik

Казахстанские автомобили стремительно дряхлеют. По данным портала ranking.kz, количество автомобилей старше 10 лет в стране составляет 2,4 млн.

Казахстанский авторынок болезненно переживает недавние приключения национальной валюты. К примеру, если в 2013 году было продано 160 тысяч новых машин, то в 2017 году – всего 44 тысячи. Не добавляют оптимизма и показатели нынешнего года. По данным «КазАвтоПрома», с января по июль казахстанцы купили свыше полумиллиона подержанных автомобилей и только 28 тысяч новых легковушек.

Сейчас доля машин старше 10 лет составляет 63%, а всего в Казахстане насчитывается 3,8 млн легковых автомобилей. Причем цены на «ведра с гвоздями» остаются внушительными. К примеру, «Ниссан» времен раннего Клинтона стоит 1,2 млн тенге.

Вступив в ВТО, Казахстан снизил таможенные пошлины на автомобили – для машин старше семи лет ставка составляет от 21% от стоимости. Однако есть и дополнительные сборы. Например, утилизационный сбор для «старика» составит 1,2 млн тенге. Также есть регистрационный сбор для автомобилей старше трех лет в размере тех же 1,2 млн тенге. А за двухлетнего «железного коня» необходимо выложить символические 600 тенге.    

Между тем казахстанские банки постепенно адаптируются к новым реалиям. Некоторые финансовые учреждения готовы дать кредит на 15-летнее авто. А в одном банке готовы дать заем под авто любого года выпуска.

Одной из мер избавления от старого автопарка должно было стать утилизационное стимулирование. Сейчас за сдачу автохлама казахстанец может получить сертификат на 315 тысяч тенге, который можно использовать для покупки нового авто. На конец прошлого года в утиль было сдано 40 тысяч авто. Быть может, следует давать за утилизацию автохлама миллион тенге и охватить программой все население страны?

Как бы то ни было, автомобили эпохи дисковых телефонов преобладают на отечественных дорогах, и стоят они все тот же пресловутый миллион тенге. Выглядят эти «динозавры» соответствующе – лобовое стекло с сеточкой, подозрительные звуки под капотом и слой несмываемой пыли. Иногда эти драндулеты приказывают долго жить прямо во время междугородних поездок.