Халалным может быть и секс-шоп… Как контролировать этот стандарт в Казахстане?

Опубликовано: 16 Января 2020 Автор: Айдар ЕРМЕКОВ | Алматы
Халалным может быть и секс-шоп… Как контролировать этот стандарт в Казахстане?
2gis.com
просмотров 1394

Эту маркировку сегодня дают множеству продуктов и товаров. Но соответствуют ли они стандарту халал – это вопрос, который чаще всего остается без ответа.

Дань моде или перспективный тренд?

Термин «халал» уже давно перестал быть исключительно религиозным и с каждым годом все больше внедряется в жизнь казахстанцев, и не только. Этот стандарт набирает популярность во многих странах мира и активно используется во многих сферах жизни. Однако именно пищевая отрасль нуждается в особом контроле его соблюдения.

Существуют данные, согласно которым мировой рынок продукции халал сегодня оценивается приблизительно в 700 млрд долларов с общемировой долей в 25%. Что касается Казахстана, то эту маркировку имеют сегодня около 30% продуктов питания, выпускаемых в стране.

Отечественные предприниматели, увидев перспективность этого направления, активно подхватили тренд. И это можно только приветствовать, поскольку стандарт регламентирует производство исключительно органических продуктов питания без химических и генномодифицированных примесей, наносящих вред здоровью человека. Но насколько он выдерживается? И вся ли продукция, маркированная известным и авторитетным знаком, отвечает требуемым нормам?

К чему мы это? Да к тому, что маркировку «халал» сегодня лепят куда ни попадя. Лишь бы деньги на этом заработать. Причем даже там, откуда это пошло и где строго-настрого контролируется государством – в Саудовской Аравии.

Газета International Business Times, например, сообщала, что в священном для мусульман городе Мекке открылся первый халалный… секс-шоп. Можно ли было такое представить еще лет пять-семь назад?

2.jpg

Владелец магазина, некто Абделазиз Аурах, у которого уже есть халалный интернет-секс-шоп под названием El Asira с адресом в Нидерландах, рассказал, что получил на это «добро» от местного духовенства. В его новом, уже не виртуальном, а реальном секс-шопе с тем же названием продаются презервативы, масла, а также 18 видов секс-игрушек, одобренных имамами.

На вопрос о том, как это соответствует канонам ислама, Абделазиз Аурах ответил, что подобные магазины способствуют улучшению сексуальных отношений между мужем и женой. Что его ассортимент включает в себя продукты, которые повышают чувственность и улучшают атмосферу в сексуальной сфере. Что он, Аурах, никаких канонов не нарушает и ничьих религиозных чувств не задевает. И вообще – он за соблюдение всех предписаний ислама и за строгое следование нормам шариата.

Этот предприимчивый правоверный отнюдь не пионер в данном направлении. Еще в 2013 году турецкий бизнесмен Халюк Мурат Демир (Haluk Murat Demire) открыл первый интернет-секс-шоп для мусульман в своей стране. На его сайте Helal Sex Shop представлен большой ассортимент пикантных товаров, а также даются советы о том, как заниматься сексом так, чтобы это не противоречило религии. Выходит, раньше мусульмане занимались этим неправильно?

Стандарт есть, а закона нет

С обретением Казахстаном независимости народ наш стал активно погружаться в религиозность, вернее, многие сограждане усердно демонстрируют такое погружение. В стране резко возросло количество мечетей. Соответственно, стало очень быстро расти число так называемых истинных мусульман, придерживающихся радикальных взглядов, отвергающих традиционный ислам. Хотя основная часть, к счастью, все же придерживается именно последнего.

Разумеется, в связи с этим в государстве стал активно пропагандироваться и стандарт халал. Магазины уже давно наполнены халалными продуктами. Только вот законодательство до сих пор это никак не регламентирует, несмотря на то что необходимость стандартизации приоритетных направлений развития халал-индустрии в Казахстане обсуждалась неоднократно.

На каждом таком обсуждении спикеры отмечали важность системного государственного подхода в построении инфраструктуры качества халал-индустрии. Ведь она, набирая обороты, начинает играть существенную роль в экономике страны. Специалисты акцентируют внимание на необходимости изучения отечественного рынка халал-продукции. На том, как и в какой степени пищевые продукты, реализуемые в наших магазинах и на рынках, соответствуют тому, на что претендуют.

3.png

А поскольку мы привыкли во всем опираться на международный опыт, то для этого даже приглашали иностранных специалистов. В частности, страну посещали эксперты департамента исламского развития Малайзии, известного тем, что когда-то добился от сети американских закусочных Auntie Anne не называть в этой стране сосиску в тесте хот-догом. Она ведь не содержит в себе мяса собаки, но тем самым, дескать, сбивает с толку посетителей-мусульман.

Госконтроль для халал
читайте далее

Справедливости ради стоит сказать, что Государственный стандарт Республики Казахстан регламентирует общие технические условия для вареной колбасы-халал (СТ РК 1353-2005). И даже поясняет, что продукция, для того чтобы пройти стандартизацию, должна быть выполнена из сырья, подготовленного в соответствии с ритуальными обычаями, и только при соблюдении всех установленных норм должна быть допущена к реализации в торговой сети. И что требования стандарта направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей.

Заинтересованные организации и общественные деятели, опираясь на регламентируемые ГОСТом технические условия, тут же разработали целый ряд требований к производителям халал-продукции, к сырью, используемому при производстве, к персоналу, к производственным помещениям, а также к транспортным средствам, инструменту, спецодежде, упаковке и маркировке, ну и, конечно, к порядку освидетельствования на предмет соответствия продукта нормам халал.

Только вот контроль за соблюдением всего этого у нас осуществляют Духовное управление мусульман Казахстана и аффилиированные с ним общественные структуры. А у сотрудников этих организаций, как вы понимаете, просто нет методов против тех, кто не выполняет необходимые требования.

А как у них?

И тут вроде как опять напрашивается к рассмотрению международный опыт. В частности, то, как в этом вопросе действуют власти мусульманских стран? А действуют в этом отношении они жестко.

К примеру, в 2016 году правительство Саудовской Аравии весьма решительно распорядилось уничтожить молочные продукты, завезенные из КНР. Причиной тому послужило то, что управление по контролю за качеством пищевых продуктов и медикаментов страны обнаружило опасную концентрацию меламина в сухом молоке, сделанном на китайской фабрике одного известного европейского производителя молочных продуктов с мировым именем. Сама компания, конечно же, опровергла информацию о наличии в продукте меламина. Однако эксперты представили данные, доказывающие обратное. Такое, конечно, стандарту халал никак не соответствует. Министр торговли и промышленности Саудовской Аравии призвал уничтожить все поступившие в продажу китайские молочные продукты. И предписал специализированным лабораториям проводить проверки всей пищевой продукции из КНР.

Все это послужило поводом для масштабных государственных проверок торговых сетей, в результате которых выяснилось, что недобросовестные предприниматели, впаривающие под маркой халал вовсе не таковые продукты, есть и в Саудовской Аравии. В стране, где нормы жизни диктуются исключительно законами шариата, в некоторых торговых сетях были обнаружены продукты, содержащие даже… свинину!

4.jpg

Саудовская Аравия не единственная страна, где существуют пищевые запреты. Такие же правила действуют и в других странах Персидского залива: в Кувейте, Катаре, Йемене… Правда, в некоторых их них есть и исключения, продиктованные требованием сегодняшнего дня. К примеру, в Омане и Объединенных Арабских Эмиратах в некоторых магазинах открыты специальные отделы для немусульман. В них можно приобрести не только свинину, но и алкоголь.

Есть еще один известный стандарт, предъявляющий специальные и не менее специфичные, чем халал, требования к продуктам питания. Это еврейский кашрут. Его, как известно, придерживаются в большей степени ортодоксальные евреи. Причем не только в Израиле, но и в других странах, где они проживают. Кашрут предписывает особые правила потребления и способов хранения продовольствия. А производство кошерной пищи и продуктов питания, как вы понимаете, также нуждается в контроле.

Однако в отличие от Саудовской Аравии или Катара в Израиле этим занимается не государство. В этой крошечной стране существуют 170 организаций, взявших функции контроля на себя, каждая из которых имеет свою печать. Исходя из такого количества бдящих, пусть негосударственных, но имеющих необходимые полномочия, можно предположить, что точки реализации могут подвергаться проверкам по нескольку раз в день. При положительном результате на продукцию ставится печать проверяющей организации. И только при ее наличии те из евреев, кто питается исключительно кошерной пищей, будут ее покупать. А если где-то стандарт кашрут будет нарушен, об этом тут же станет известно каждому израильтянину. Так что в Израиле контроль за соблюдением соответствующих требований хоть и негосударственный, но не менее строгий, чем в Саудовской Аравии.

Возможно, это именно тот международный опыт, который нам необходимо изучить. А какой из них Казахстану подходит больше, пусть решают те, кто на государственном уровне ратует за халал.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале