просмотров 1003

Причиной крушения Fokker 100 под Алматы названо обледенение лайнера

Опубликовано: 10 Января 2020 Автор: Виктор МАКСИМОВ | Нур-Султан
Причиной крушения Fokker 100 под Алматы названо обледенение лайнера
© Пресс-служба Международного аэропорта Алматы

Правительственная комиссия, расследующая обстоятельства крушения самолета Fokker 100 под Алматы, считает наиболее вероятной причиной катастрофы обледенение лайнера.

Предварительные итоги расследования были озвучены в ходе брифинга в Службе центральных коммуникаций. По словам заместителя премьер-министра Романа Скляра, комиссия отрабатывала четыре версии: нарушение коммерческой загрузки и центровки воздушного судна, воздействие внешних факторов (метеоусловия, спутная струя, обледенение), ошибка экипажа и отказ авиационной техники.

Отказа техники не выявлено, а спутный след не мог оказать влияние на возникновение особой ситуации.

Основной версией случившейся авиакатастрофы является обледенение воздушного судна, – заявил Скляр. – Работы по обработке этого самолета противообледенительной жидкостью были выполнены частично. По решению командира воздушного судна перед вылетом был обработан только стабилизатор, крылья не обрабатывались.

Заместитель премьер-министра также отметил, что самолет перед роковым вылетом двое суток простоял на стоянке.

По словам Скляра, антикоррупционной службой по Алматинской области проводится досудебное расследование по фактам незаконной выдачи земельных участков в Талгарском районе близ аэропорта Алматы.

Установлено, что в 2015–2019 годах должностные лица акимата Талгарского района, злоупотребляя своими должностными полномочиями, выносили незаконные решения о предоставлении земельных участков в санитарной защитной зоне аэропорта для ведения личного подсобного хозяйства, в том числе для жилого строительства, – сообщил вице-премьер.

Также Роман Скляр рассказал подробную хронологию событий в то утро.

«На месте авиапроисшествия обнаружены и изъяты бортовые самописцы параметрической и речевой информации. Указанные самописцы находились в удовлетворительном состоянии. Решением комиссии бортовые самописцы были направлены в МАК с целью считывания и проведении анализа зарегистрированной на них информации. После проведения считывания и расшифровки в лаборатории МАК комиссией восстановлена хронология возникновения и развития особой ситуации», – сообщил на пресс-конференции в пятницу вице-премьер Роман Скляр.

Так, взлет начался 27 декабря в 7.20.2, а в 7.20.41 на приборной скорости 140 узлов экипажем были начаты действия по подъему передней стойки шасси.

«В 7.20.45 произошел отрыв самолета от взлетно-посадочной полосы. На приборной скорости 148 узлов это максимально достигнутая скорость. После отрыва произошло сваливание самолета вначале левого – 5 градусов, затем правого – до 19 градусов, и опять левого – до 15 градусов крена. Экипаж пытался удержать воздушное судно на заданной траектории взлета путем отклонения органов управления. В результате развития клинящих моментов и уменьшения вертикальной перегрузки произошло касание взлетно-посадочной полосы основными стойками шасси и левым крылом», – добавил замглавы премьер-министра.

По его словам, на основании имеющейся информации второй пилот через 10 секунд после отрыва предпринял попытку прекращения полета, уменьшив объем работы двигателей, «однако через 4-5 секунд режим работы двигателей опять был увеличен до 93-95% и взлет был продолжен».

Полная хронология событий крушения самолета
читайте далее
«Данные действия подтверждаются переговорами экипажа самолета записью параметров силовой установки. В 7.20.53 начал развиваться правый крен воздушного судна, на что командир воздушного судна реагирует фразой: «Что такое?» В 7.20.54 второй пилот ответил: «Не знаю, что такое, стабилизатор тормозит. Я опускаюсь (здесь и далее ненормативная лексика)». Одновременно с этой фразой наиболее вероятно, что второй пилот переводит рычаги управления двигателем на малый газ. В 7.20.57 командир воздушного судна, реагируя на действия второго пилота, произносит фразу: «Не нужно, что ты делаешь?» При этом наиболее вероятно, командир воздушного судна перемещает рычаги управления двигателем в взлетный режим, сопровождая эти действия фразой: «Поехали, ушли-ушли». В 7.21.4 секунды командир воздушного судна дает команду: «Убирай шасси», – процитировал вице-премьер.

В дальнейшем, по словам замглавы кабмина, происходило многократное касание самолетом взлетно-посадочной полосы.

«Шесть раз хвостовой частью, четыре раза основными стойками шасси и один раз крылом. С выкатыванием самолета на левую полосу безопасности, при этом были повреждены 38 огней взлетно-посадочной полосы. В 7.21.15 на высоте 5 м началась уборка шасси. В дальнейшем произошло приземление самолета на фюзеляж с последовавшим движением по грунту за пределами взлетно-посадочной полосы. По данным анализа параметрического и речевого самописца установлено, что в процессе взлета до момента касания судна хвостовой частью фюзеляжа и консолями крыла поверхности взлетно-посадочной полосы в результате чего получены повреждении конструкции воздушного судна. Отказов авиационной техник и нештатной работы систем самолета и двигателя не выявлено», – сказал Скляр.

Напомним, 27 декабря самолет Fokker 100 авиакомпании Bek Air, осуществлявший рейс Алматы – Нур-Султан, при взлете потерял высоту, пробил бетонное ограждение и врезался в пустующее двухэтажное строение. В результате катастрофы погибли 12 человек, еще 67 получили различные травмы.

К слову, аналогичная катастрофа, унесшая жизнь 83 человек, произошла 5 марта 1993 года в аэропорту македонского города Скопье. Тогда из-за обледенения крыла при наборе высоты разбился Fokker 100.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале