Коммерческую службу спасения предложили создать в Казахстане

Опубликовано: 15 Января 2021 Автор: Ярослав РАЗУМОВ | Алматы
Коммерческую службу спасения предложили создать в Казахстане
yvision.kz
просмотров 1331

После недавней гибели туриста в горах под Алматы снова была поднята старая тема: насколько планы и амбиции по развитию туристического потенциала Казахстана обеспечены всем необходимым? Эффективно ли выстроена система безопасности, приняты ли все необходимые нормы и регламенты, подготовлены ли кадры? Как оказалось, вопросов больше, чем ответов.

Профессионалы прежде всего говорят о проблеме привлечения к спасательным операциям вертолетов. И проводят аналогию с ремнями безопасности в автомобиле – как без них сохранить жизнь водителя и пассажира?

Эксцессы в горах происходят постоянно. Порой трагические. Я сам был на грани – завалило лавиной, – говорит горный турист Алмат Сатубалдин. – Смог позвонить спасателям, они сразу сказали, что выезжают, но, чтобы добраться до меня, им нужно было два с половиной часа! И при этом еще передвигаться по горной местности… Чтобы получить добро на вылет вертолета, нужно разрешение «Казаэронавигации», и пока все будет согласовано, времени уйдет больше, чем если пешком добираться. В горах возле Алматы есть вертолетная площадка, почему бы не создать на ее базе структуру, которая занималась бы спасением на коммерческой основе? Вертолет может зарабатывать, катая туристов, а при необходимости быстро подключиться к операции спасения. Такая практика есть во многих странах мира.

Нельзя не заметить: трагедии в горах были всегда, они, к сожалению, неизбежно сопровождают альпинизм и туризм. В свое время многое о таких случаях автору этих строк рассказал известнейший казахстанский альпинист Владимир Колодин, имевший звание «Барс снегов», – этот титул присуждался покорителям всех семитысячных вершин в СССР. Активно ходить в горы в Алматинской области люди начали в 1930-х, а в 1936 году произошла первая трагедия – на пике Хан-Тенгри умер австрийский коммунист, живший в СССР. Через три года погибла по собственной неосторожности молодая альпинистка из Ташкента. Во время Великой Отечественной войны в урочище Горельник под Алматы действовал лагерь, в котором учили инструкторов горнострелковой подготовки, здесь погиб один из офицеров. Был случай, когда при восхождении на пик Амангельды альпинист отравился колбасой, и его не успели спустить вниз, – умер. В 1955 году произошла первая массовая трагедия – из группы, насчитывавшей 12 человек, при восхождении на пик Победы выжил только один, ставший впоследствии знаменитым, – альпинист Урал Усенов. Было еще несколько таких случаев. К 1970 году история покорения пика Победы выглядела так: 32 альпиниста взошли на него и спустились, 36 погибли.

Происходили трагические случаи и с горными туристами. Но надо отдать должное той эпохе – этот опыт осмысливался, изучался, принимались системные меры, чтобы по возможности предотвращать повторение инцидентов. Проблемы вызова вертолета, например, тогда не было. И самое главное – уровень подготовки инструкторов был очень высоким. А сейчас их практически не готовят вовсе, говорит представитель Федерации спортивного туризма Алматы Валерий Шестернин. Один колледж занимается этим, но уровень подготовки специалистов, по мнению профессионала, низкий. Чем же занимаются факультеты туризма, которые есть во многих казахстанских вузах? Готовят менеджеров…

Объем услуг в туротрасли Казахстана по итогам 2020г снизится на 70-80%
читайте далее
В регионе, где делается ставка на серьезное развитие альпинизма и горного туризма, должен быть широкий слой подготовленных людей, профессионалов и серьезных любителей, – говорит член общественного совета Ассоциации гидов Виктор Наврезов. – Это то, с чего нужно начинать, иначе драматические и трагические истории будут повторяться. Вот еще один аспект проблемы – когда человек пропадает в горах или попадает в сложную ситуацию, сразу собираются волонтеры и идут к нему на помощь. Люди руководствуются самыми благородными мотивами. Но зачастую они сами не профессионалы, горного опыта не имеют или имеют мало. И сами могут попасть в беду.

Он и его коллеги уверены, что в регионе должна быть служба спасения, действующая на коммерческой основе, а финансировать ее можно за счет сборов за посещение национальных парков. Такая практика распространена в мире. Естественно, должна быть хорошо отлажена координация ее действий с государственными службами.

Еще одна сторона проблемы безопасности – страхование. Сегодня оно обязательно только в альпинизме, ни в одном виде туризма такой практики нет. И это одна из самых удивительных особенностей казахстанского туризма.

У нас все привыкли страховать машину, но никто не страхует поход в горы или поездку на туристический объект, – говорит координатор Ассоциации гидов и туристических объектов Айгуль Каратаева. – А это необходимо! При выезде по туристическому маршруту автобусы страхуются, и если случается авария, то страховка действует. Но если турист вышел из автобуса на объекте и сломал тут же ногу – никакой гарантии быстрой и квалифицированной помощи. Даже в таких местах, как Чарынский каньон. Когда у нас только начиналось развитие выездного туризма, то страховой бизнес стал предлагать туристическому свои продукты, и многие удивлялись: зачем? Потом, когда за границей стали случаться несчастные случаи и трагедии, и компаниям приходилось тратиться на лечение или вообще на родину гробы возвращать, все всё поняли. И практика страхования стала обычной. А во внутреннем туризме ее нет!/cit]

Проблем в обеспечении безопасности людей, пожелавших сходить в горы или отдохнуть на природе как-то иначе, непочатый край. И пока они не будут решены, сложно говорить о создании современной туристической индустрии.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале