На днях глава государства Касым-Жомарт Токаев утвердил изменения в законе, регламентирующем деятельность общественных советов. Корреспондент «ЭК» попытался узнать, как принятые поправки отразятся на работе советов и станет ли их голос более различимым, а главное – весомым.
Работа общественных советов тесно связана с концепцией «слышащего государства». Они призваны донести до госорганов глас народа и его мнение. Но это только в теории.
На практике же с появлением общественных советов у многих руководителей госорганов возник соблазн выстроить их работу под себя, «протащив» туда лояльных себе людей. К примеру, в случае с акиматами – тех самых, что на ежегодных отчетных встречах с населением предпочитают не задавать вопросы и поднимать проблемы, а лишь хвалить действия градоначальников. По словам председателя общественного совета в сфере здравоохранения Надежды Петуховой, новые поправки позволят обеспечить принцип самостоятельности и прозрачности общественных советов, минимизировав административное влияние.
В частности, рабочие группы и их руководители, которым предстоит формировать советы, будут избираться на открытом голосовании из числа представителей гражданского общества. Также вводится резервный список кандидатов, не прошедших в общественный совет. Вместе с тем за госорганами осталось право закреплять секретаря общественного совета, работа которого, к слову, будет оплачиваться.
Еще на заре появления общественных советов многие задавались вопросом, зачем они нужны в принципе, когда существуют маслихаты или, к примеру, профсоюзы и другие общественные организации, которые также представляют интересы граждан. Ясность попытался внести вице-министр информации и общественного развития Болат Тлепов.
Не секрет то, как отдельные госорганы относятся к выполнению прямых поручений сверху и целых государственных программ. Не станут ли общественные советы с их рекомендациями (читай – пожеланиями) для них назойливой мухой, от которой можно отмахнуться? Общественники могут сказать свое слово, но возымеет ли оно действие или же повиснет в воздухе? Вице-министр настроен оптимистично:
Однако он все же признает, что госорганы могут и не исполнять рекомендации общественных советов, «если на то будут соответствующие основания»:
Проще говоря, госорганы обязаны только слушать общественные советы. Но прислушиваться к их мнению никто не заставляет.