просмотров 2722

Почему казахстанцы массово скупают армянские авто?

Опубликовано: 23 Августа 2018 Автор: Виктория ЛЯХОВА | Актобе
Почему казахстанцы массово скупают армянские авто?
avtozakony.ru

Корреспонденты «ЭК» провели собственное расследование и выяснили, почему казахстанцы стали массово скупать автомобили из Армении.

В минувшие выходные автомобильный рынок Актобе, как всегда, был переполнен машинами. Из нескольких сотен авто половина оказалась с российскими номерами и еще дюжина – с армянскими. Раньше машин с красно-сине-оранжевым флагом тут не видели, но в последнее время они стали появляться все чаще. Покупателей иностранные номера ничуть не смущают…

Дешево и сердито

Владельцы армянских машин уверяют, что товар в отличном состоянии и изначально был куплен для себя. Хозяин автомашины «Опель-Астра» по имени Алик рассказал, как и почему решил пригнать себе машину из далекой солнечной страны:

1347618799403.jpeg В Армении машины в два раза дешевле, чем у нас. После того как президент позволил ездить по доверенности на «не наших» автомобилях, многие предприимчивые казахстанцы отправились в Россию и другие страны за недорогими «железными конями». Сейчас стали еще и из Чечни возить.

Продавец «Опеля» пояснил, что машина оформлена на родственника в Армении, который в свою очередь продал ему авто по доверенности. Сейчас мужчина продает «нерезидента» и уверяет, что страха при покупке такого авто быть не должно – все оформлено по закону:

По доверенности можно спокойно ездить и в Казахстане, и в Армении. Проходить техосмотр можно даже в Актобе, правда, налог нужно платить в Армении владельцу автомобиля. Но я и отсюда его спокойно оплачиваю по электронной почте через своего родственника. Если будущий хозяин, которому я продам свою машину, не станет платить налог, то мой родственник (владелец авто. – Авт.) может подать в угон и все. А так – это доверительные отношения, которые никто не захочет портить.

Вчера «кыргызы» – сегодня «армяне»

Алик продает автомобиль за 1 млн 600 тысяч тенге. Во сколько он обошелся ему в солнечной Армении, мужчина решил оставить в секрете. Сказал только, что в Армению авто пригнали из Германии и оно в очень хорошем состоянии. Действительно, на авторынке машины с армянскими номерами выглядят вполне достойно и на первый взгляд – не битые. В Актобе с армянскими номерами на продажу выставлены автомашины марок «Тойота», «Опель», «Киа». Много и микроавтобусов.

privokzalnaya_ostanovka_ot2.jpg

Как пояснил другой продавец по имени Тимур, минивэны в основном везут для предпринимателей, ведь частные перевозки – распространенный бизнес. Как правило, водители армянских микроавтобусов стоят на автовокзале, предлагая за выгодную цену добраться до Соль-Илецка, Оренбурга и дальше.

Раньше стояли семиместные микроавтобусы из Кыргызстана, сейчас на смену «кыргызам» пришли «армяне». Почему бы и нет? – рассуждает Тимур. – Они явно дешевле. Более того, совсем не обязательно ехать в Армению за машиной самому. Сейчас есть люди, которые за определенную плату пригонят и оформят автомобиль.

Предоставленные государством возможности позволяют заработать многим: одним – на спекуляции «железными конями» из соседних стран, другим – на их перегоне и оформлении. Не повезло только сотрудникам дорожной полиции, которые должны контролировать «приезжих». А это пока возможно не в полной мере.

Грузинский привет

Корреспондент «ЭК» Владислав Кожухарь, находясь в Армении, решил прояснить ситуацию, что называется, с другого берега.

В Армению машины попадают из Грузии. В Тбилиси они идут разными путями: фурами, паромами и по железной дороге. Приходят авто из стран ЕС и США зачастую в плачевном состоянии. Как правило, прежние хозяева выставляют их на аукцион после ДТП. В Ереване их чинят, рихтуют, меняют запчасти и сбывают покупателям из Казахстана, России и Украины. Кстати, узнать, как выглядела машина до ремонта, нетрудно. Есть специальный сайт, на котором размещены все авто, выставленные на аукцион. Недоделки и прочие дефекты там подробно описаны и даже сфотографированы, нужно только вбить заводской номер машины. Минус лишь в том, что сайт англоязычный.

2.jpg

Справедливости ради надо отметить, что не все автомобили из Еревана побывали в аварии. Большую долю машин составляют подержанные авто, которыми их заморские владельцы уже попросту наигрались. У себя на родине сбыть их невозможно, а вот на Кавказе спрос есть.

На окраине Еревана возле точек автосервиса я встретил представившегося Артуром пенсионера, который привез на профилактический ремонт белый «Опель Астра» 2015 года.

Угадай, за сколько я его купил? Не поверишь, за 1 800 долларов (576 тысяч тенге)! – похвастался старик. – Только вчера пригнал из Поти. Тут хочу продать за 2 600 (936 тысяч тенге). Хорошая машина, колодки только поменять и еще кое-что по мелочи. Ее быстро купят. Сюда приезжают казахи, украинцы, русские, но их меньше. Казахстанцев почему-то больше всего.

На казахстанском портале «Колеса» за такой же «Опель», но не белого, а желтого цвета просят 4,8 млн тенге. Даже если учесть расходы на бензин и дорогу, в Армении аналогичное авто обойдется дешевле аж на 3 млн тенге.

Риск – дело всенародное

Однако с дешевизной нужно быть осторожнее. Риск нарваться на мошенника очень велик. В Интернете полно роликов, когда покупатели возвращаются на авторынок, чтобы воззвать к совести нерадивого продавца. Иногда оказывается, что «почти новый» автомобиль до продажи был кучей металлолома и продавец сделал лишь косметический ремонт – ровно такой, чтобы авто имело товарный вид.

486f9efee46c358d6f056b292f20831d.jpeg

Потеряться в чужой стране немудрено, поэтому предприимчивые жители Армении давно наладили новую сферу бизнеса. Они оказывают услуги сопровождающего по авторынкам. Стоит это порядка 100 долларов, зато ответственность за покупку сопровождающие берут на себя. Также за отдельную плату можно договориться о встрече в аэропорту, размещении на квартире и даже о питании.

К счастью, в Ереване неплохо развита туристическая инфраструктура, и жилье с питанием стоят недорого. Сутки проживания обойдутся примерно в 50 долларов, если не зацикливаться на комфорте. Гораздо сложнее с дорогой из Актобе. Добраться в Ереван из нашего города можно на самолете с пересадкой в Москве. В зависимости от дня вылета и от авиакомпании билет в одну сторону будет стоить от 70 до 120 тысяч тенге.

Туда – сюда – обратно

Обратная дорога сложнее. Самый короткий путь в Актобе идет через порт Баку и далее паромом через Актау. Но из-за карабахского конфликта граница с Азербайджаном для автомобилей с армянскими номерами закрыта. Остается гнать покупку обратно в Грузию, а оттуда – в Россию.

При хорошем раскладе обратная дорога будет стоить около 200 тысяч тенге – это бензин, питание и ночлег в дешевых мотелях. Но такое случается редко. Как ни крути, при себе надо иметь еще не менее 1 млн тенге, ведь в дороге случается всякое. Как показывает практика, охотники за очень дешевыми машинами сильно рискуют. В лучшем положении оказываются те, кто отправляется в Армению не за старенькой «Маздой» 2004 года, а за более дорогими автомобилями. Например, за элитным джипом. Тут разница в цене вполне оправдывает затраченные время и усилия.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале