Практически половина работающих в Казахстане женщин имеют высшее или послевузовское образование. Мужчинам до них далеко – дипломированных представителей сильного пола только 38%.
Забитая и малограмотная женщина Востока – это совершенно не про нас! Лишь одна из десяти тружениц имеет за плечами только среднюю школу, у 3,8% начальное образование.
Однако когда заходит речь о работе, мужчины все-таки имеют лучшие шансы на трудоустройство – 51,6% занятых составили мужчины, 48,4% – женщины. Правда, и здесь дамы медленно, но упорно (по 0,2% в год) склоняют статистику в свою пользу.
Больше всего работниц в Алматы – более полумиллиона, на 3,8% больше, чем годом ранее.
Путаница в сведениях, предоставленных аналитическим порталом о бизнесе и финансах Finprom.kz на основании данных Бюро национальной статистики, начинается, когда эксперты пытаются определить сферу занятости наших женщин. Согласно их статистике, больше всего казахстанок занято в оптовой и розничной торговле, ремонте автомобилей и мотоциклов. К торговле вопросов нет, но часто ли вы видели женщин-шиномонтажниц, костоправш, дизелисток, ходовичек, геометристок? Как в поговорке про суслика – ты его не видишь, но он там есть! Бюро национальной статистики стоило бы призадуматься о нелепом делении населения по видам занятости.
Эксперты Finprom.kz негодуют, что в Казахстане все еще существует список запрещенных для женщин профессий, несмотря на неоднократные предложения депутатов по пересмотру этих устаревших норм. Он регулируется приказом министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 8 декабря 2015 года № 944 и включает 229 профессий. Женщинам не удастся трудоустроиться, к примеру, водолазами, машинистами метро (хотя трамваи и троллейбусы женщины запросто водят), водителями грузовиков и так далее. При этом парадоксальным образом никто не мешает им по данным специальностям отучиться.
В России список запрещенных для женщин профессий недавно был сокращен вчетверо. Эксперты считают, что сама идея подобной дискриминации категорически устаревшая, идущая со времен СССР, где список запрещенных профессий был составлен еще в 1932 году. В условиях современной автоматизации и цифровизации эта норма просто бессмысленна и не несет ничего, кроме гендерного неравенства.
Хотелось бы согласиться с коллегами, но, открыв список «запретов на профессию», приходишь к категоричному и однозначному выводу – в Советском Союзе женщин жалели. Не вижу ничего хорошего в том, чтобы женщины работали с горячим металлом в сталеплавильном цеху, в шахте под землей, вязали арматуру на стройке или висели на высоте рядом с сетями высокого напряжения. Профессия землекопа – неужели так заманчиво? Работа с отбивным молотком и прочим строительным виброинструментом – это вовсе не эротично! Кого родит будущая мать, если будет занята на разливе ртути, в цеху с раскаленными свинцовыми отливками или в атмосфере фторуглеродов? Да туда и мужчин не хотелось бы посылать, разве что роботов из легированной стали!
Конечно, единичные перегибы имеют место. Например, машинист поезда метро – совсем не то, что машинист магистрального электровоза, а древний список запретных профессий разницы не делает. Не было в 1938 году грузовиков с гидроусилителем руля, а сейчас и хрупкая девушка может крутить баранку трейлера одним пальцем. Есть же женщины-пилоты – почему не может быть женщин-дальнобойщиков? Хотя, если бы летчица сама перебортовывала шасси своему «Боингу», как это часто приходится делать водителям-дальнобоям… Стоит усомниться!