просмотров 1647

Сизифов ранец

Опубликовано: 05 Сентября 2017 Автор: Эрик АУБАКИРОВ | Алматы
Сизифов ранец
For.kg

Рюкзаки казахстанских школяров весят столько, что подчас их сложно носить и взрослым. По мнению ученых, вес портфеля не должен превышать 10% от массы тела ребенка, но этот золотой стандарт в отечественных храмах науки не соблюдается.

На Западе дети добираются в школу на специальных автобусах, а учебники хранят в шкафчиках в стенах учебного учреждения. Другое дело – Казахстан. Наши ребятишки ежедневно таскают в школу горы книг на своем горбу. У иных школяров портфели весят по семь килограммов! Это равносильно тому, как если бы взрослый человек каждый день носил на работу сумку весом 20–30 килограммов. Представили?

Камила Тургамбекова учится в 11-м классе обычной алматинской гимназии. Каждый день у нее по расписанию семь уроков. И это не считая дополнительных занятий. По вторникам нет литературы, куда необходимо приносить оригинал изучаемого произведения, а значит, сумка немного легче обычного – «всего» пять килограммов.

– Что у меня в сумке? Учебники, тетрадки, дневник и сменная обувь. Но иногда могу захватить с собой новую бижутерию, серьги или браслет – похвастаться подружкам, – улыбается девушка. – Некоторые носят с собой косметички. Мальчишки шутят – наши рюкзаки весят от пяти до восьми килограммов, а амуниция солдата США – 10. Выходит, что девчонки почти такие же выносливые, как американские вояки.

Как-то раз ученые решили выяснить, в чем лучше школьникам носить учебники: портфеле, рюкзаке, сумке или обычном ранце. Оказывается, ношение портфеля в одной руке приводит к искривлению позвоночника, так как вес распределяется неравномерно. Рюкзак – тоже не лучший выбор, поскольку у него мягкая спинка. Сумка на одной лямке тоже портит осанку. В итоге ученые отдали пальму первенства ранцу, который не вредит позвоночнику, а наоборот, приучает школьника держать спину ровно.

Но, конечно, вряд ли можно заставить хоть кого-нибудь из современных старшеклассников поменять популярный рюкзак на допотопный ранец. В школах существуют свои модные тенденции. Например, в 70-х годах прошлого века многие алматинские девчонки и мальчишки носили учебники в пластиковых пакетах, желательно с картинками и надписями. В то же время в одном из пригородных поселков среди пацанов считалось особым шиком использовать вместо ранца сетку-авоську. А в дореволюционном Верном школьники и гимназисты ходили на занятия… с палками. Сначала они использовали эти тросточки, чтобы отгонять бродячих и дворовых собак, которых в городе было видимо-невидимо. А потом появилась мода носить на палке ранец. По этому поводу газета «Семиреченские областные ведомости» даже опубликовала гневную заметку, в которой верненские гимназисты сравнивались с бурлаками и странствующими пилигримами.

В XIX веке у каждого школьника была отдельная доска для записей –аспидная доска, сделанная из гладкого серовато-черного аспидного сланца. Писали на ней грифелем, а стирали записи тряпочкой. Учитель подходил к каждому ученику и проверял написанное. Впоследствии для удобства объяснения учебного материала стали применять одну большую доску на весь класс. Позже появились доски, на которых стали писать белым или цветным мелом. Они оказались настолько удобными, что используются в образовательных учреждениях до сих пор.

Сейчас многие и не знают, что такое перьевая чернильная ручка. Наряду с ней портфеле каждого советского школьника обязательно лежала непроливайка – чернильница, из которой, как следует из названия, даже при встряхивании не должны были выливаться чернила. Частенько, правда, это приспособление давало сбой, и содержимое ранца или кармана пропитывалось едкой жидкостью. В конце 60-х появились шариковые ручки. Первое время считалось, что они могут негативно повлиять на почерк ребенка, но в итоге их функциональные преимущества были оценены по достоинству.

К концу 70-х в моду у старшеклассников вошли твердые остроугольные «дипломаты». Такие чемоданчики носили в одной руке, и учителя обоснованно считали, что они портят осанку. «Модников» даже вызывали на ковер к завучу. Но заставить их поменять пижонский «дипломат» на ранец было сложно.

Современная школа сильно отличается от старой. В каждом классе есть проектор. На уроках проводятся презентации, во время которых учебный материал преподносится на ярких слайдах. Некоторые школы оснащены интерактивными досками. Ученики носят с собой целый арсенал принадлежностей: цветные ручки и карандаши, фломастеры и маркеры, гибкие линейки, офисные корректоры и множество других штучек – такое изобилие и не снилось родителям школяров. А еще у ребенка обязательно должен быть мобильный телефон, зачастую заменяющий и калькулятор. «Сотка» сегодня – это статусный предмет.

– Мне нравится покупать вместе с мамой новые тетрадки, ручки и карандаши, – рассказывает шестиклассница Лианна. – В классе мы показываем друг другу новые школьные принадлежности и рассказываем, что делали летом. Задают нам много, но в школе интересная жизнь: помимо учебы – праздники и концерты... Мы с одноклассниками ставим разные сценки и разучиваем танцы. Но мой самый любимый праздник – это День святого Валентина, когда в школе ставят ящик для признаний в любви, и в конце дня можно получить несколько валентинок...

Школа изменилась. Изменились школьные принадлежности. Но любовь к школе осталась прежней, несмотря на неподъемные ранцы.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале