Жизнь – это карантин перед входом в рай

Опубликовано: 08 Апреля 2020 Автор: Айдар ЕРМЕКОВ | Алматы
Жизнь – это карантин перед входом в рай
©ЭК/Андрей ХАЛИН
просмотров 570

С наступлением лихих времен самой большой ценностью становятся продукты питания и товары первой необходимости. Нечто похожее на подтверждение этой аксиомы можно было видеть в преддверии введенного у нас тотального карантина. Когда вмиг опустели пафосные торгово-развлекательные центры и переполнились продуктовые супермаркеты, где люди сметали с полок все подряд, стараясь запастись впрок.

С ног на голову

Новоявленная «чума» уже который месяц бесцеремонно правит миром, разогнав всех по домам. Посидеть на весенней набережной Сены или поглазеть на Пизанскую башню сегодня нет никакой возможности. Не помогут в этом ни связи, ни деньги, ни дипломатическая неприкосновенность.

Думал ли тот китаец, что съел злосчастную летучую мышь, что благодаря своему кулинарному предпочтению наведет столько шума на планете? Предполагал ли он, что ввергнет в растерянность и дезориентацию все человечество? Что вышибет миллиарды людей из привычной жизненной колеи, и вместо работы заставит испражняться словесным мусором в социальных сетях.

Стоившая еще недавно сущие копейки медицинская маска стала не только самым ценным и дефицитным предметом обихода, но и пропуском во внешний мир. Если Лувр или Эрмитаж можно посетить виртуально, то в ближайший супермаркет за едой без нее вас уже не пустят.

Учителя и строители, финансисты и экологи, водители и официанты, артисты и юристы оказались сегодня в вынужденном простое. Парадоксально, но все они спасают мир, лежа на диванах. Держа между собой связь посредством ниточек Всемирной паутины, они перебрасывается шутками и анекдотами про свой нехитрый карантинный уклад, надеясь, что скоро все вернется на круги своя.

Как никогда активизировались диванные эксперты, выкладывающие на всеобщее обсуждение свои умозаключения о примененном против всех нас биологическом оружии, грядущей Третьей мировой и объявленных по такому случаю военных сборах резервистов. О переделке мироустройства, затеянного «мировым правительством», разрушении существующей финансовой системы и т. д.

Под грузом обстоятельств производители кружевных трусиков сдали свои позиции и отправили персонал в вынужденные отпуска. А всемирные автогиганты переквалифицировались на производство марлевых повязок и противоэпидемических комплектов для медиков.

Автомобили, туристическая отрасль, сфера развлечений и сопутствующие им товары и услуги – все теперь на паузе. Вирус наглядно показал, что человечеству действительно нужно, а без чего вполне можно обойтись.

VAK_0356.JPG

Понты подешевели

После того, как мир ушел в «глухую защиту», американская консалтинговая компания Boston Consulting Group выдала заключение, что эпидемия коронавируса сильнее всего повлияет на продажи товаров категории «люкс». Люди просто перестанут обращать на них внимание. Потребность в избыточном потреблении сойдет на нет, уступив место рациональному подходу и товарам первой необходимости. Катализатором этой тенденции называют разгулявшийся по планете коронавирус.

На самом деле толстосумы уже попрятались по своим особнякам и виллам. Опустели модные дома Парижа и Милана, стали никому ненужными итальянские пуфики за десятку тысяч евро, стоящие целые состояния голландские кушетки и кресла, выполненные из ребер бегемота и крайней плоти северного моржа.

Из-за этого производители продукции исключительно для богатых несут убытки. Причем самые большие – на китайском рынке, где потери – порядка 43 млрд долларов. Китайцы составляют 35% потребителей товаров люксовой категории, производимых в Италии, Франции и Испании.

Мировые встряски подобно той, что происходит сейчас, многое меняют в человеческом мышлении. Все становится на свои места. Именно в такие моменты приходит отрезвление помутневшего от сытой жизни сознания. Хомо сапиенс прекращает «беситься с жиру» и начинает понимать, что на самом деле представляет истинную ценность. Однако все же есть те, кому для выправления мозгов требуются гораздо более ощутимые потрясения. Причем такие, что касаются лично каждого.

Таким вот образом и определяются два подхода к сценариям будущего. Первый – оптимистический: вся эта катавасия рано или поздно закончится, и люди снова захотят все дорогое-красивое. Поэтому ситуация быстро вернется на круги своя. Второй – философский: общество потребления, скорее всего, прикажет долго жить. Люди осознают свои ошибки и станут более человечными. Есть и третий подход – обывательский. Он довольно четко выражен в изречении классика: «Сегодня в завтрашний день не все могут смотреть. Вернее, смотреть могут не только лишь все. Мало, кто может это сделать».

В эти дни стали очень популярными поучительные ролики и статьи о том, как по мере роста благосостояния платежеспособных граждан у них возрастает уровень избыточного потребления, желание приобретать много того, что выходит далеко за рамки необходимого. И о том, как маркетинговые технологии заражают нас «брендоманией», заставляют делать покупки ради покупок, тем самым теша свое тщеславие. Создают культ сверкающих роскошью торгово-развлекательных центров, которые народ привык посещать не ради потребительской необходимости, а в качестве формы досуга. Реклама окончательно сформировала в нашем сознании мнение, что не придерживающийся моды человек (неважно, идет ли речь об одежде, автомобиле или ремонте квартиры) не соответствует современным реалиям и является «отстойным» во всех смыслах. А поскольку встречают по-прежнему по одежке, этот стереотип прочно овладел умами большей части представителей нашего общества, заставляя нас лезть из кожи вон, лишь бы не выглядеть лузерами.

Бенефициарами же всего этого являются производители того, что формирует культ потребления. Именно им выгодно, чтобы мода быстро менялась, вещи обесценивались и устаревали раньше, чем физически изнашивались. Донашивать пальто старшего брата или туфли старшей сестры сегодня могут лишь малоимущие. Однако и для них в нынешних реалиях есть выход – секонд-хенды, предлагающие то, что переварила и вывела из своего организма обеспеченная часть общества.

Избыточное потребление стимулирует и система кредитования, зародившаяся в так называемых цивилизованных странах и успешно перенятая нашими банками. Карточки, скидки, дисконты – все это подталкивает к принятию решения в пользу покупки. Даже если вещь не нужна, мы ее купим ради того, чтобы не сгорели бонусы. А с каким удовольствием мы переплачиваем за бренды, сознательно отдавая за них намного больше денег, чем за ничуть не уступающие по качеству аналоги.

Коммерциализация и вещизм поработили и поглотили нас со всеми потрохами. Голливудские фильмы, глянцевые журналы, неоновая реклама сделали из нас рабов транснациональных корпораций и всемирно известных производителей. И это касается ведь не только вещей, машин и квартир. Не желая стареть и стремясь выглядеть не по годам красивыми, люди стали заложниками индустрии красоты. Косметика, омолаживающие процедуры, пластические операции, СПА, тренажерные залы для поддержания спортивной формы тела – все это из той же оперы.

BAM_6687.jpg

Что же будет с родиной и с нами?

Сегодня в средствах массовой информации можно найти массу статей о том, что по прошествии нынешней пандемии мир в корне изменится. Поскольку в людском сознании на какое-то время возобладает страх появления какого-нибудь нового вируса – после того, как этот будет побежден. И если так и произойдет, индустрия потребления, переживающая сегодня не самые лучшие времена, вообще может потерпеть крах. Причем пострадают от этого швеи, продавцы, официанты, телохранители, фитнесс-тренеры и т. д., словом, те маленькие винтики, что составляют весь этот глобальный механизм.

Причем страдать они уже начали. Оставшись без работы на неизвестно какой срок, эти люди, впрочем, как и многие остальные, столкнулись с таким явлением как рост цен на продукты и лекарства. А это, хочешь-не хочешь, рано или поздно заставляет открывать кубышки. Хорошо еще, если они есть. А если нет?

Пребывает в коме такая отрасль, как туризм. В таком же состоянии авиа-, железнодорожные и прочие виды перевозок. Немало людей оказались в чужих странах без денег и помощи от своих правительств. Будучи вынужденными платить за возвращение домой втридорога, они еще попадали в не самые комфортные карантинные условия. Даже владельцы частных самолетов воздерживаются от привычных для себя перемещений по планете, боясь где-нибудь подхватить злосчастный вирус.

Всемирные пандемии, будь то коронавирус, «испанка» или брюшной тиф, загоняющие людей в самоизоляцию, заставляют задуматься о многом. Те же нувориши, скучая без посещений дорогих клубов, светских раутов, деловых встреч, шопингов, путешествий и т. п., начинают размышлять и выкладывать свои умозаключения в социальные сети. Один из них написал целое эссе, задаваясь вопросом, нужны ли человеку трехэтажные апартаменты размером со стадион и леопардовые шкуры на полу? Стоит ли тратить жизнь на приобретение всего этого, если ничтожный по размерам вирус может все легко перечеркнуть? Может, пора вернуться к рациональному потреблению?

Кстати, это уже поняли в скандинавских странах. Уж не знаем, стоит ли за это благодарить небезызвестную Грету Тунберг, но в этих государствах, включая Данию и Исландию, уже несколько лет как стала модной экологичная аскетичность. Надо сказать, им с этим гораздо легче, чем нам. Поскольку понты у их никогда не были в таком почете, как у нас.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале