просмотров 1431

Что думают художники о соблюдении прав человека в Казахстане

Опубликовано: 23 Февраля 2021 Автор: Гульнар ТАНКАЕВА | Алматы
Что думают художники о соблюдении прав человека в Казахстане
Работа Ердена Зикибая – напоминание о декабре 1986 года / Из аккаунта Artmeken Gallery

«Дурные шутки» – так называется каталог цикла выставок, выпущенный галереей Artmeken при поддержке Фонда Сорос-Казахстан. Уточним: выставок, посвященных правам человека.

Название отсылает к одному из самых громких проектов галереи: в декабре 2018 года в Artmeken открылась экспозиция, приуроченная к 70-летию подписания Всеобщей Декларации прав человека. 

«Дурные шутки» – это про блокировки Интернета, запреты на голубые шарики, суды над СМИ и посмертное награждение фигуриста Дениса Тена медалью «За вклад в охрану общественного порядка». Про все, что так странно и нелепо, что, кажется, не может быть правдой – только дурной шуткой.

2. Каталог.jpg

Как показали последующие годы – и 2019-й, и, особенно, карантинный 2020-й – может.

Поэтому цикл продолжила выставка «Права человека: Пятьдесят оттенков голубого», где каждый из участников показал свою трактовку голубого казахстанского флага. Это была знаменитая фоторабота Тамины Оспановой – алматинские марафонцы на фоне баннера «От правды не убежишь»; пенопластовый писающий полицейский Мурата Дильманова; «избитая» кухонная плитка Зои Фальковой; дерзкие полуобнаженные, но в национальных украшениях на картинах Асель Кенжетаевой... Девять художников, девять оттенков голубого – и третья выставка из цикла о правах человека. 

3. Зоя Фалькова. Из цикла Оставлено без рассмотрения.jpg

Впрочем, в начале каталога куратор этого цикла, искусствовед Валерия Ибраева вспоминает об еще двух выставках: «Права человека: Terra Incognita» и «Права человека: Второе дыхание», – которые прошли у нас, страшно сказать, в 1997 и 1998 годах, и тоже по инициативе Фонда Сороса и Центра современного искусства Сороса-Алматы. Это к слову об истории вопроса «искусство и права человека» и о том, как все начиналось. А начиналось очень интересно: с инсталляций Елены и Виктора Воробьевых и знаменитой «Инструкции по выживанию для бывших граждан СССР» Сергея Маслова.

Для тех, кто не помнит: это были листовки с яркими и емкими текстами (Маслов по-другому не умел) о том, как выжить в девяностых, когда все уже рухнуло и ничего еще не построено.

Если вы стесняетесь воровать, а выжить все же хочется, можно начать собирать пустые бутылки, – писал Маслов. Если в вашем доме низкая температура, вы можете отапливаться металлической банкой с камнями, предварительно поставленной на газовую или электрическую плиту.

И, наконец:

Милые женщины, носите всегда с собой презервативы. Вы можете стать объектом сексуального домогательства в любое время и в любом месте. 4. Асель Кенжетаева. Из цикла Пылающая невеста. Приданое.jpg

...20 лет прошло. Нет, какие-то вопросы из «лихих девяностых» мы, конечно, решили. Но не все.

Не говоря уже о том, сколько проблем добавилось. А это значит – история вопроса «искусство и права человека» продолжается. Как показал цикл выставок в Artmeken – нашим художникам всегда есть что сказать в ответ на «дурные шутки». 

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале