Как в Советском Туркестане открывали личико Гюльчатай

Опубликовано: 23 Февраля 2021 Автор: Татьяна АЛАДЬИНА | Алматы
Как в Советском Туркестане открывали личико Гюльчатай
© Aspan Gallery
просмотров 854

Увидеть магический обряд «40 дней молчания», узнать сакральное значение паранджи и понять, почему процесс освобождения женщин Советского Туркестана растянулся на несколько десятилетий, вы сможете, посетив выставку Саодат Исмаиловой «Как меня звали?».

Кинорежиссер и художница Саодат Исмаилова родом из Ташкента. Окончила факультет кинорежиссуры и телевидения Государственного института искусств, позже продолжила образование в Италии, США и Франции. В своем творчестве Саодат поднимает проблемы современного общества, рассуждает о роли женщины в нем, привлекает внимание к вопросам экологии.

Ее документальная лента «Арал. Рыбалка в невидимом море» удостоилась приза Туринского кинофестиваля, а полнометражная картина «40 дней молчания» была номинирована как лучший дебютный фильм на кинофестивале в Берлине и получила множество наград международных фестивалей. Также Исмаилова с успехом представила свою первую видеоинсталляцию «Зухра» на Венецианской биеннале. Эту работу она посвятила женщинам Центральной Азии. Статичное получасовое видео «Зухра» построено на повествовании молодой женщины, прошедшей ритуал чилла (40 дней молчания). Видео представляет собой обряд джахр, характерный для юга Узбекистана. Посредством магического ритуала человек проходит инициацию и обретает дар исцелять болезни. Именно видеоинсталляция «Зухра» стала центром экспозиции «Как меня звали?».

Saodat Ismailova, Her Right, 2020, Video-collage, Duration_ 15 min.jpg

Число 40, занимающее особое место в мировоззрении среднеазиатских народов, отображено и в экспонате «Чилтан». Инсталляция из неона и 40 чачванов – густых сеток, сотканных из конского волоса для прикрытия женского лица при ношении паранджи, никого не оставит равнодушным. В ней на языке символов Саодат рассказывает о политической кампании худжум, начавшейся в 1924 году и направленной на раскрепощение женщин Востока. Тогда чачваны публично сжигались. Изначально проведение кампании было рассчитано на шесть месяцев, но продлилась она более 30 лет. Задуманный освободительным и просветительским проект на деле оказался жестоким. Порой женщинам приходилось заплатить жизнью за желание навсегда распрощаться с чачваном и паранджой.

Рельефная живопись Аканаева впервые представлена в ВКО
читайте далее

На протяжении долгих лет Исмаилова собирала уцелевшие чачваны. В коллекции художницы они датируются началом и серединой ХХ века, ведь на сегодняшний момент ремесло плетения подобных сеток полностью утрачено.

На моей первой персональной выставке в Казахстане не только собраны работы из личной коллекции, но и подведены итоги многолетних исследований, – говорит Исмаилова. – Состояние подвешенности, запечатленное в видеоинсталляции, созвучно с моим состоянием в течение 2020 года, когда неспособность снимать заставила меня погрузиться в накопленные исследования и архивы и задать себе много вопросов.

Выставка поделена на две части. Основная экспозиция открыта в Aspan Gallery, а в «ДОМе на Барибаева» проходят показы документального фильма «Арал: Рыбалка в невидимом море».

Продлится выставка до 18 апреля.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале