Лиза АХМАДИ: Нью-Йорк не дотягивает до уровня современного казахстанского искусства

Опубликовано: 31 Октября 2018 Автор: Расул ШЫБЫНТАЙ | Астана
Лиза АХМАДИ: Нью-Йорк не дотягивает до уровня современного казахстанского искусства
© ЭК / Расул ШЫБЫНТАЙ
просмотров 10580

Казахстанские художники из арт-группы «Кызыл Трактор», чье творчество представлено в Нью-Джерси на выставке «Коллекция мыслей: Придумывая истории» как часть специальной программы Asia Contemporary Art Week & Consortium, обошли галереи Нью-Йорка и… не особо впечатлились увиденным.

Работы Пикассо, Моне, Ван Гога, выставленные в Музее современного искусства (MOMA), перестали, по их словам, излучать энергию. Более того, превратились в энергетических вампиров.

Все время хочется встать чуть в стороне, за рамки картин, – пояснил свои ощущения Саид Атабеков, – настолько чувствуется поглощение тебя. IMG_3413.JPG Возможно, это произошло потому, что каждый день массы людей фотографируют их, – предположила директор Asia Contemporary Art Week & Consortium и куратор выставки наших художников Лиза Ахмади. – Вместо того чтобы созерцать, впитывать в тишине души увиденное, мы хватаемся за камеру, чтобы потом разглядывать мертвую цифровую копию.

В районе Челси, куда после MOMA переместились казахстанцы, тысяча галерей – на все вкусы, но «трактористы» по причине дефицита времени обошли только с десяток, однако знание предмета, наверное, не требует количества, а лишь качества. Смотрели совриск во всем его многообразии, включая работы нынешних «миллионеров от кисти».

Как-то очень стерильно все, – заметил, выходя из очередного «арт-бутика» Виталий Симаков. – Нет какой-то земной брутальности…

Впрочем, это не мешало художникам впитывать и даже фотографировать, как это делал, к примеру, Арыстанбек Шалбаев, чтобы после за компьютером внимательно рассмотреть идею и ее реализацию. А на это Нью-Йорк очень щедр, не в пример нам он ценит и холит искусства. В одной только сети (Нью-Джерси, Майами, Чикаго…) культурных центров Mana Contemporary, где выставлены их работы, открыты мастерские для 400 (!) художников со всего мира. Нужно только подать заявку, и если ее утвердят, то приезжай, живи, работай. Даже «на карандаши» выдадут тысячу долларов, не говоря уже о трансфере или экскурсиях по городским галереям.

IMG_3435.JPG

К слову о многообразии – Смаил Баялиев пояснил, что многие живописные работы, выставленные в том же MOMA, для арт-группы уже пройденный этап. Возможно, это надо понимать, как выход «Кызыл Трактора» на более высокую орбиту, где искусство интегрировано в некий перфоманс со сложным орнаментом смыслов. В его случае это элементы авангарда, тенгрианства, суфизма, глобализации и архаики, включающей ментальные обломки взорвавшейся планеты Советов. Сам же орнамент отчетливо казахский.

IMG_3231.JPG

Шумный шаманский перфоманс арт-группы в Mana Contemporary вкупе с выставленными там работами произвел сильное впечатление на посетителей выставки, однако Лиза Ахмади позже призналась, что испытала разочарование. Вовсе не акцией, а – реакцией. Да, был ажиотаж, множество снимающих и ахающих, но:

Нью-Йорк стал поверхностен в своем восприятии, он подсажен на видение во всем шоу и живет на автомате: поразиться и побежать дальше. А ведь то, что вы показали, нереально круто! Как искусство. И я поняла, что Нью-Йорк не дотягивает до вашего уровня. IMG_6519.JPG

Сама Лиза Ахмади – уроженка Афганистана, семья которой когда-то бежала от войны, и она в возрасте 14 лет оказалась в США. Это кардинально изменило судьбу афганской девочки, открыв невиданные перспективы. Сегодня, посвятив жизнь служению искусству, Ахмади пытается показать западному миру белые пятна арт-Азии, курируя выставки художников нашего региона в Старом и Новом Свете. К примеру, творчество «Кызыл Трактора» в прошлые годы демонстрировалось в крупных культурных центрах Европы. Поэтому она знает, что говорит.


СПРАВКА «ЭК»

С 14 октября по 30 ноября Национальный музей РК в рамках проекта Focus Kazakhstanпредставляет в Нью-Йорке ретроспективную выставку арт-группы «Кызыл Трактор» – уникального авангардного проекта на территории постсоветской Центральной Азии начала 90-х и двухтысячных. Участники группы: Молдакул Нарымбетов (1948–2012), Виталий СимаковСмаил БаялиевСаид АтабековАрыстанбек Шалбаев. Выставка под названием «Коллекция мыслей: Придумывая истории» является частью специальной программы Asia Contemporary Art Week&Consortium – ACAW&ACAC. Место проведения – Mana Contemporary. Название выставки «Коллекция мыслей: Придумывая истории» отсылает к тезису куратора выставки Leeza Ahmady, которая называет художника первым коллекционером вне рамок арт-рынка, что также является основной концепцией Азиатской недели современного искусства – 2018. Ассистент куратора выставки – Vladislav Sludskiy. Проект «Фокус Казахстан» организован Национальным музеем РК при поддержке Министерства культуры и спорта РК в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру».

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале