просмотров 542

«Любое искусство всегда элитарно». Известный алматинский фотограф отмечает 80-летие

Опубликовано: 09 Сентября 2020 Автор: Ярослав РАЗУМОВ | Алматы
«Любое искусство всегда элитарно». Известный алматинский фотограф отмечает 80-летие
© Валерий КОРЕНЧУК

Кто-то назвал фотографию одним из видов исторической летописи. В отношении алматинского фотографа и президента фотоклуба «Медео» Валерия Коренчука это вдвойне справедливо. Ведь историю можно изучать и по его работам, и по биографии. За свои 80 лет (мастер празднует юбилей на этой неделе) он создал сотни тысяч снимков и побывал в самых разных историях.

Когда изучаешь биографию настоящих профессионалов, создается впечатление, что они с самого детства шли к своему делу, и даже независящие от них обстоятельства поддерживали это начинание. К примеру, в детстве родители отвели Валерия в Дом пионеров – учиться играть на фортепиано, но через неделю он перебежал в кружок «Умелые руки», а потом в судомодельный. Так дошел до поступления в кораблестроительный институт в Ленинграде. Там в его судьбу и пришла фотография. Сам Валерий Дмитриевич вспоминает об этом так:

2.jpg Через несколько дней после начала занятий я был в гостях у земляка, который всерьез увлекался фотографией и выписывал зарубежные фотожурналы. Увидел один из них – «Чехословенска фотография». Когда досмотрел, появилась мысль: фотография – замечательная штука, надо с первой же стипендии купить фотоаппарат. Подрабатывал для этого и одновременно перечитал в институтской библиотеке все, что там было по фотоделу и фотоискусству. Удивительно, как широко эта тема была представлена в библиотеке военно-технического вуза! Первое фото сделал только после этой теоретической подготовки и убедился, что не зря ее проходил. В общем, 29 апреля 1959 года я первый раз в жизни зарядил пленку в фотоаппарат. История была такова. Наша шлюпочная секция отправилась в Петергоф, который в тот год собирались открыть после фашистского нашествия. Возвращаемся после экскурсии, смотрю, кто-то вставил в уключину веточку вербы – идиллическая картинка. А у меня только два последних кадра осталось…

Спустя несколько лет эта работа, названная автором «Открытие навигации», получила диплом на международной выставке в Югославии. К тому времени у Коренчука были и другие награды, например, денежная премия республиканской фотовыставки – 100 рублей. Большие деньги! Коренчук тогда работал инженером на заводе Кирова с зарплатой 110 рублей. Фотография называлась «Март», на ней – лужа, в которой отражались солнце и идущий прохожий.

Валерий Дмитриевич фотографировал людей простых и известных, природу, городские сюжеты, животных... Все, что было интересно. А с его любознательностью и энергией такого вокруг хватало. Позже Коренчук заочно окончил ВГИК, факультет кинодраматургии.

Большая часть его творчества связана с алматинским фотоклубом «Медео». Кстати, помещение под него удалось получить благодаря Динмухамеду Кунаеву. Но с властями других уровней отношения складывались иначе. Это к вопросу об истории и фотографии.

Любые контакты с заграницей тогда пресекались или по крайней мере не одобрялись. Бывало, члены клуба хотели отправить работы на зарубежную выставку, а его председатель, бывший эмвэдэшник, брал коллекции и говорил, что сам отправит, за счет профсоюза. А с выставок – ни ответа, ни привета. Когда он заболел и ушел с работы, стали делать ремонт в его кабинете, отодвинули сейф, а там – пакеты с этими снимками.

С тех пор фото стали отправлять сами, благодаря чему работы членов клуба побывали на 1 852 международных выставках.

3.JPG

Еще показательнее звучит другая рассказанная Коренчуком история:

В 1976 году в нескольких городах СССР проводилась масштабная выставка «Фотография США». В Алма-Ату приехали 52 американца, из них к фотоделу отношение имели двое, остальные – агитаторы и пропагандисты. Обрабатывали они нашу публику виртуозно. Например, дернуло одного нашего посетителя спросить гида, отправляют ли на уборку в колхозы в США? Тот ему: нет, работодатель не отпустит, да и зачем? У нас в сельском хозяйстве работает в разы меньше людей, чем у вас, а мы при этом экспортируем продукцию во многие страны. Вам, кстати, знаете сколько поставляем? В другой раз наш интересуется: что это у вас президент такой слабак, не мог прокурору позвонить, чтобы он этот «Уотергейт» прикрыл? Американец ему: знаете, у нас так не делают, демократия… Когда в нашем райкоме партии узнали, что мы в фотоклубе «Медео» готовимся к коллективному посещению выставки, меня вызвали и чуть партбилет не отобрали. Хотели запретить, так боялись. Хотя какая разница – пошли бы мы все скопом на вставку или по отдельности? Идиотизм тогдашний! Я им говорю: «Вы бы сами туда с вашим идеологическим отделом сходили и поучились бы у них работать». Потом мы пригласили американцев к нам в клуб – категорически запретили. Наши чиновники вообще слишком перестраховывались даже для советской поры. Когда выставка шла в Москве, Киеве, Новосибирске, о ней писала тамошняя пресса. А у нас – ни слова!

Таких воспоминаний, иллюстрирующих эпоху не менее ярко, чем фотографии, у Валерия Коренчука много. Но и в те времена профессионализм и настойчивость делали свое дело. Клуб «Медео» вступил в FIAP – Международную федерацию фотоискусства, самую авторитетную профессиональную организацию. Работы членов клуба занимали серьезные места на выставках и конкурсах, получили 17 премий «За социалистическое фотоискусство», семь Гран-при, два десятка золотых медалей, вдвое больше серебряных и бронзовых, дипломы, призы, почетные ленты.

4.JPG

В копилке самого Валерия Дмитриевича число международных выставок приближается к тысяче, а количество наград – к 300. Только в этом году его работы были показаны на 22 выставках и получили 44 награды.

Свидетельства разрушения лагеря в Кенгире увидел фотограф Евгений Домашев
читайте далее

Коренчук не только снимает, он и учит этому мастерству: преподает в Академии кино и телевидения университета «Туран». Разработал курсы цветоведения, фотокомпозиции, сценарного мастерства, драматургии экранных искусств и другие.

Однажды Коренчуку задали вопрос: как наступление цифровой эпохи влияет на фотоискусство? Становится оно демократичнее и более разноплановым или, наоборот, более примитивным? Он ответил:

Оно как было, так и осталось искусством, а любое искусство всегда элитарно. Это как с литературой – писали пером, потом ручкой, печатной машинкой, на компьютере, но стало ли больше талантливых поэтов и писателей? Цифровизация – это широкая доступность инструментов. Поскольку очень многие сегодня постоянно и много снимают, то просто по теории вероятности рано или поздно даже на «простом щелканье» могут среди кучи шелухи получиться и шедевры. Но автор может сам не понять, что это шедевр. Чтобы его распознать, нужно учиться и много работать.
Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале