просмотров 1331

Накануне Дня независимости художнице Айжан Беккуловой вручили орден «Курмет»

Опубликовано: 18 Декабря 2019 Автор: Гульнар ТАНКАЕВА | Алматы
Накануне Дня независимости художнице Айжан Беккуловой вручили орден «Курмет»
Коллекция Айжан Беккуловой и Ауэс Сагинаевой. Когда казахи были мореплавателями

В орденских книжках не принято писать, за что, наверное, считается, что об этом говорит название ордена. В данном случае – «уважение». И, опять-таки, в данном случае это стопроцентное попадание. К ней, председателю одного из самых сложных творческих объединений Казахстана – Союза ремесленников, можно относиться только так: с бесконечным уважением.

Много лет она, сама художник и потрясающая мастерица, занимается возрождением и развитием народных художественных ремесел в Казахстане. И если сегодня мы можем увидеть смешную деревянную марионетку ортеке, вышивку в уникальной технике бiз кесте и выполненное по всем канонам саукеле – это во многом ее заслуга.

Айжан Беккулова.JPG

А все началось, когда она решила уйти с «Казахфильма». К этому времени у успешного директора картины Айжан Беккуловой был солидный послужной список: фильмы «До свидания, Медео!», «Сладкий сок внутри травы», «Чужая Белая и Рябой», «Дом под луной», «Непрофессионалы», а также работа с известными не только в СССР режиссерами Сергеем Соловьевым, Ираклием Квирикадзе, Сергеем Бодровым и поляком Зденеком Подскальским.

Но это сейчас продюсер картины – царь и бог. А тогда директор фильма, хотя и считался творческим работником, обладал достаточно ограниченными возможностями и еще меньшими правами. И во всем должен был подчиняться режиссеру, даже если это был дебютант, который сам не знал, чего хочет. Вспоминая сейчас ту ситуацию многолетней давности, я думаю, что Айжан тогда попробовала применить в советских условиях совершенно «капиталистическую» практику: указать режиссеру, что постоянный срыв творческого процесса, то есть все его «оставьте меня» и «к черту все!» – это как минимум непрофессионально.

Вечером того же дня на съемки приехали кино- и телемэтры Мурат Ауэзов и Гадильбек Шалахметов и попеняли Айжан на ее поведение: «Режиссер – творческий человек, а ты – директор, ты не можешь ему указывать». Айжан стало обидно. И хотя на следующий день перед ней извинились, она приняла решение уйти из профессии и попробовать себя в том, о чем давно мечтала – в изобразительном искусстве. За что она, кстати, до сих пор благодарна мэтрам: кто знает, сколько бы еще времени она провела в кино и потеряла его для ремесла и творчества.

Потом была учеба на факультете художественного текстиля в театральном институте, первые опыты творческих работ, членство в Лиге женщин творческой инициативы и знакомство с американской организацией Aid to artisans, которая занимается поддержкой ремесленников.

Коллекция Айжан Беккуловой и Ауэс Сагинаевой Когда казахи ьбыли великими мореплавателями.jpg

Это знакомство определило дальнейшую жизнь Айжан. Ей, в свое время уставшей от организации творческого процесса в кино, очень захотелось организовать другой творческий процесс – для ремесленников. Даже не процесс, а целый поток, в который органично влились общественный фонд Our Heritage («Наше наследие»), многолетняя программа «Развитие и возрождение художественных промыслов в Казахстане» вместе с ЮНЕСКО и Министерством культуры, создание Союза ремесленников РК и, наконец, республиканский конкурс «Шебер», где ремесленники со всего Казахстана доказывают: возрождение возможно. Несмотря на годы советского забвения, утерю многих знаний и навыков, разрыв между поколениями мастеров...

Новое поколение сегодня рекордными темпами наверстывает упущенное. Недавно Айжан знакомила с нашими ремеслами и ремесленниками экспертов из Великобритании и, по ее словам, взглянула на наших мастеров их глазами, как сторонний наблюдатель. Взглянула и оценила по достоинству – какого серьезного уровня за эти годы они достигли. Причем во всем: от организации своих мастерских до глубокого знания предмета. Спросите сегодняшнего казахского ювелира, что означает зернистый треугольник на перстне его работы, и вы получите практически ответ искусствоведа.

2National tourism Awards. После награждения.jpg

Кстати, английские эксперты приехали не просто так: в будущем году Союз ремесленников Казахстана и Британский Совет начинают новый проект Craft and Future («Ремесло и Будущее»). Проект рассчитан на страны Центральной Азии и Кавказа, и, скорее всего, наших мастеров будут обучать еще одному сложному искусству – искусству выживания ремесла в современном мире, позиционирования себя как художника и т. д. и т. п.

Еще в планах Союза ремесленников Казахстана – проект со знаменитым Смитсоновским институтом (США). В уходящем году наши творцы показали свои коллекции в его музее в Вашингтоне на шоу Smithsonian Craft2Wear. О том, какой интерес вызвали эти коллекции, лучше всего говорит тот факт, что буквально в последний день поездки казахстанским мастерам предложили провести экспресс-выставку во Всемирном банке, у которого теперь тоже есть планы на наших ремесленников.

Но для Айжан самый важный итог уходящего года – это, как ни парадоксально, не международный успех, а долгожданное признание в родной стране. И это не только «Курмет»: за несколько дней до вручения этого ордена она стала обладательницей еще одной награды – национальной премии в области туризма – National Tourism Awards. Формулировка? «За вклад в развитие ремесленничества». Эту номинацию ввели впервые в этом году, и первый человек, который стал победителем, – Айжан Беккулова.

Казахстанские дизайнеры приняли участие в «Этно-Эрато»
читайте далее
«Я очень рада, что мы замечены и отмечены на уровне государства, – сказала Айжан, – и что это награда в сфере туризма. То есть приходит признание того, что этнотуризм, ради которого люди со всего мира едут в наши края: узнать культуру, обычаи и традиции казахов, невозможен без развития нашего сектора. Я так и написала нашим мастерам после награждения: «Нас наконец-то признали».

А еще она отправила им слова благодарности за то, что много лет назад они поверили в нее и в новое творческое объединение – Союз ремесленников.

Айжан Беккулова с наградой National Tourism Awards.jpg «Без него, по одиночке, нас вряд ли бы заметили, – говорит Айжан. – Союз – это сила».

Кстати, эта сила сегодня является частью мощной интернациональной организации – Всемирного Ремесленного Совета (World Craft Council), что подтверждает не только статус Союза ремесленников Казахстана, но и признание наших ремесел на международном уровне. Тех самых ремесел, которые, несмотря на годы забвения и разрыв между поколениями мастеров, все-таки удалось возродить.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале